Основанная Чарльзом В. Холлом в 1927 году фирма Hall Aluminum Aircraft просуществовала не долго. В 1934 году она слилась с Keystone Aircraft, а в 1940 году компанию выкупила корпорация Consolidated. Но даже за такой короткий срок она смогла войти в историю развития авиации США. А самой яркой разработкой стала двухмоторная летающая лодка HALL РН-3.
Описание конструкции РН-3
Самолет являлся переработанной версией летающей лодки Военно-морского авиазавода (NAF) PN-12. Проектом руководил С.Д. Уивер согласно заключенному контракту в декабре 1927 года. На то время NAF не мог обеспечить потребность авиацию ВМС в подобных машинах.
Летающая лодка была собрана по схеме цельнометаллического биплана с двумя звездообразными моторами Wright GR-1750 по 537л.с. расположенными на стойках между верхним и нижним крыльями. Хотя крылья и фюзеляж были взяты от PN-12 в деталях самолеты имели отличия. На РН были значительно изменены нос корпуса и спонсоны, установлен более высокий руль направления, а мотогондолы двигателей получили обтекаемые капоты.
Испытания и запуск в серию
Прототип с обозначением ХРН-1 совершил первый полет в декабре 1929 году. В ходе испытательных полетов он показал свое превосходство по скорости и дальности полета над PN-12. В июне 1930 года, по итогам тестирования, фирма получила заказ на партию из 9 машин, поставка которых началась уже к концу 1931 года.
Серийные машины вместе с обозначением РН-1 получили закрытые кабины и новые 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Wright R-1820-86 620 л.с.. Все девять PH-1 были впоследствии назначены в эскадрилью VP-8 на Перл-Харбор, Гавайи и оставался на службе до замены их PBY «Каталинами» в течение 1937 года.
HALL РН-3 в береговой охране
Следующие пять лет производство лодки оставалось в подвешенном состоянии — заказов не поступало. Спасла положение служба Береговой охраны. В 1936 году была увеличена полоса её ответственности с 644 до 1210 км, это привело к потребности в гидропланах с большим радиусом. Лучшим выбором для ведомства посчитали самолет Hall Aluminum Aircraft, так как выпускаемую PBY «Каталину» признали слишком дорогой.
В июне 1936 года последовал заказ на семь модифицированных РН-2. Эта версия летающей лодки получила двигатели Wright R-1820-F51 мощностью 875 л.с.. Плюсом стало установка богатого радиосвязного и навигационного оборудования, а так-же мощный громкоговоритель для предупредительных передач рыболовецким и другим судам. В течение 1938 года РН-2 поступили на вооружение Береговой охраны восточного и западного побережий США.
В начале 1939 года Береговая охрана дополнительно заказала семь самолетов с обозначением РН-3. Их основным отличием стал двигатель Wright R-1820F-51 мощностью 750 л.с. с новыми капотами. С мая 1940 года по февраль 1941 все они поступили на вооружение. После того, как США вступили во Вторую Мировую войну, Береговая охрана перешла под контроль ВМС, а PH-2 и РН-3 получили новую синюю окраску, но продолжали работать преимущественно в поисково-спасательной роли. К тому же все машины получают вооружение — четыре 7,62-мм пулемета «Льюис» на носовой и верхней турелях, а также держатели для четырех 90-кг глубинных или 113-кг обычных бомб.
Итоги применения
Гидросамолеты РН-2/РН-3 представляли собой неплохой пример адаптации устаревшей конструкции для решения вспомогательных задач. Несмотря на архаичный внешний вид они до 1944 года продолжали справляться со своими обязанностями, пока их не заменили PBY «Каталина» и PBM «Маринер». Последний РН-3 был снят с вооружения в марте 1944 г.
Летающие лодки «Холл» стали наверно единственными лодками-бипланами стоявшими на вооружении ВМС США до 1944 года. Именно благодаря такой схеме они имели низкую скорость при взлете и посадке, что существенно увеличивало их возможности как спасателей на океанских волнах. Не малую роль играл и объемный фюзеляж, помещавший до 20 пострадавших. На сегодняшний день сохранившихся экземпляров не существует.
Источник: Харук А. И. «Все гидросамолеты Второй Мировой.»
E.R. Johnson «American Flying Boats and Amphibious Aircraft»
Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте