4 февраля 1958 г. судостроительный завод № 831 в Феодосии посетил Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота С.Г.Горшков. В этот момент руководство завода, пользуясь случаем, пожаловалось ему на резкое сокращение заказов от ВМФ. И действительно в 1955-1956 гг было построено всего два предсерийных торпедных катера проект 184. А вот дальше заказов увы не последовало. Все дело в том, что руководство страной, а именно Никита Сергеевич Хрущёв, признал малые торпедные катера «устаревшими и неэффективными».
Главкома ознакомил начальник ЦКБ-19 (именно в их ведомстве находился завод) с новыми техническими предложениями. А именно ракетный и противолодочный вариант ТК пр. 184. Однако Горшков сразу отверг версию противолодочного катера заявив, что время «морских охотников» прошло. Зато ему понравился ракетоносец и пообещал «продвинуть» проект.
И таки да, обещание главком выполнил. В середине 1958 года Госкомитет СССР по судостроению поручил ЦКБ-19 проработать возможность установки на ТК пр. 184 реактивного (по терминологии того времени) вооружения.
Описание проекта 184р
Стоит отметить по первоначальным расчетам в сравнении с РК пр. 183Р при практически одинаковом вооружении ”крылатый” катер ЦКБ-19 должен был развивать максимальную скорость 55-60 уз. Кроме того, сохранялась возможность
перевозки катера по железной дороге.

За основу был принят ТКА проект 184 зав.№ 186 с носовым малопогруженным подводным крылом и тремя новыми дизелями М-5ОФТК мощностью по 1500 л.с. Эскизный проект было решено не разрабатывать, а ограничиться только сокращенным техническим. Более того, в 1959 г. ЦКБ-19 считало возможным
для отработки конструкции и проведения испытательных стрельб переоборудовать в ракетные два построенных катера пр. 184, а со следующего года на заводе № 831 начать строительство серии малых РК пр. 184Р.

В целях снижения водоизмещения катер планировалось вооружить легкой спаренной 23-мм авиационной пушечной установкой ПВ-23. Радиолокационное вооружение катера состояло из РЛС обнаружения надводных целей и выдачи целеуказания ПКР ”Рангоут”, радиолокационного артиллерийского прицела ”Ксенон” и РЛС опознавания “Нихром-Э.
Ход работ и итоги
Впрочем, проектировщики уже на первых шагах работы столкнулись с проблемами. Они заключались в значительной массогабаритности советских ракетных и электронных изделий. А это в свою очередь приводило к увеличению главных размерений и, следовательно водоизмещений. Однако позволить это себе конструкторы ЦКБ-19 могли лишь в ущерб «железнодорожной транспортабельности» катера, что нарушало задание. Все это означало, что при
«габаритной” ширине ТК проект 184 разместить на нем две ПКР П-15 с нескладывающимся крылом было невозможно.

Выход, казалось, был найден, когда в ЦКБ-19 поступили предварительные ТТХ новой модификации ракеты П-15 со складывающимся крылом (П-15У). Ускоренными темпами специалисты бюро проектировали катер и даже готовились к испытаниям. Из-за сверхсекретности они даже не ведали, что ракета П-15У — главное оружие катера — существует пока только на бумаге.
Однако, желание построить ракетный катер оказалось довольно высоким. Используя приблизительные сведения о массе и габаритах ракеты, конструкторы ЦКБ-19 создали первую в мире пусковую установку контейнерного типа, пригодную для размещения на малом надводном корабле. В походном положении ПУ находились в горизонтальном положении, а перед выстрелом поднимались на угол 120º к горизонту.

Когда же в начале 1959 года стало ясно, что работы по ракете П-15У ещё очень далеки до завершения, вполне естественно, что все работы по проекту 184Р были прекращены. К сведению, ПРК П-15У приняли на вооружение только в 1965 году.
Ну а вывод можно сделать один. Если бы все сложилось как надо у СССР появился бы самый маленький из отечественных ракетный катер. Однако в свет он так и не вышел. Как и в море.
Источник: журнал «Тайфун» №1-2003
Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте