Дюралевый катер проекта 184 явился развитием проекта 123-К и ТД-200. Главным отличием нового судна стало отсутствие редана. Это была последняя попытка создать малый торпедный катер, пригодный для транспортировки по железной дороге.
История создания катера проекта 184
В середине 50-х годов прошлого столетия, ”вотчина” ЦКБ-19 завод № 831 переживал далеко не лучшие времена. В 1955 г, закончилось продолжительное, почти пять лет строительство серии в 205 ед. малых ТКА Пр.123k. Нужны были новые заказы. А коллектив предприятия мог предложить новые разработки. Так под руководством главного конструктора В.М.Бурлакова родился катер проект 184. Мало того. Ценой огромных усилий заводчане подготовили производство для крупносерийного строительства этого судна. Это давало гарантированное спокойное существование завода на несколько лет.

Малогабаритный безреданный дюралевый ТКА построили в 1955-56 гг. в Феодосии, на заводе 831 (ныне АО Судостроительный завод «МОРЕ»). Вернее их построили два предсерийных, в разных вариантах. Общим у них было вооружение: два—533-мм трубных ТА и четыре— 14,5-мм пулемета КПВ (две спаренные установки). Экипаж одного и другого состоял из 10 человек, в том числе один офицер.
Один катер имел три дизеля М-5ОФ по 1200 л.с. При водоизмещении 31,5 т. он развивал скорость 46 узлов. Дальность плавания составила 300 миль на
45 узлах, или 500 миль на 33 узлах. Другой катер получил малопогруженное носовое крыло и дизели повышенной мощности. Он достиг скорости 62 узла, а при волне 4 балла — 50 узлов.

Итоги и развитие проекта 184
В серию катера так и не пошли. Конечно, в силу малых размеров они несколько превосходили катера проекта 183 в скорости хода. С другой стороны серьезно проигрывали им в дальности плавания, автономности и артиллерийском вооружении. Да и мореходность у пр. 184 составила 3—4 балла против 5—7 баллов у катеров проекта 183. В борьбе за проект разработчики предложили переработать катер в вариант ракетоносца. О проекте 184Р уже в другом повествовании. Два уже построенных экспериментальных катера списали в 1964 году.
Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»
Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте