Проект 183 — катер тип «Большевик»

ТКА типа "Большевик"

В период после Отечественной войны долгое время основным типом советского ТКА стал катер проект 183. Он вобрал в себя всё лучшее от экспериментального СТК-ДД — мореходность и дальность плавания. А также позаимствовал высокую скорость и мощное вооружение от ленд-лизовских «элко», «восперов» и «хиггинсов».

История создания катера «Проект 183»

Работы над проектом 183 велись в 1947—49 гг в ОКБ № 5 НКВД («шарашка», где работали репрессированные специалисты) под руководством П.Г. Гойнкиса. Согласно заданию требовалось создать катер дальнего действия для ведения торпедных атак как в прибрежной, так и в ближней морской зонах.

Строительство первого катера велось здесь же на верфи №5 (бывший катерный завод НКВД). Первый прототип представили к испытаниям 31 октября 1949 года. В ходе их начали проявляться недостатки. Но они не связанны были с конструкцией. Выявились недостатки дизеля марки М-50Ф. Особенно это проявлялось при их реверсировании. Однако новых двигателей не предвиделось, а выявить дефекты имеющихся смогли лишь после разработки новой методики проверки на стенде.

Катер типа "Большевик" ("Проект 183")
Катер типа «Большевик» («Проект 183»)

Возможно все эти пертурбации и задержали начало серийного производства. Оно началось через три года, в 1952 году. Восемь лет (до 1960 г) три судостроительных завода вводили в строй катера типа «Большевик» («Проект 183»). Ими являлись: № 602 в Сосновке на Волге; № 640 во Владивостоке; ну и конечно же № 5 в Ленинграде. Всего с таким корпусом построили 674 катера. Однако торпедными из них считались только 448 судов.

Описание конструкции катера «Проект 183»

В соответствии с проектом эти катера являлись «большими, безреданными,
полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Корпус изготавливался из древесины и делился водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. При этом сами катера оснащались бронированной рубкой и мостиком с толщиной брони 7 мм. Полное водоизмещение составляло 66,5 т.

Катер "Большевик" проект 183
Катер «Большевик» проект 183

Каждый из четырех гребных винта приводились в движение 12-цилиндровым дизельным двигателем М-50Ф по 1200 л.с. каждый. Они позволяли развивать катеру скорость до 44 узлов. Запас топлива составлял 10,3 тонны, что хватало на 600 миль при 33 узлах.

Поперечное сечение катера проекта 183
Поперечное сечение катера проекта 183

Вооружение ТКА состояло из двух 533- мм трубных ТА, четыре 25-мм автомата 2M-3 или 2М-3М (2 спаренные установки; общий боекомплект 4000 снарядов); 8 больших глубинных бомб ББ-1; РЛС опознавания «Факел», РЛС обнаружения «Зарница» (с 1955 года РЛС «Никель-К» и «Рея»), ответчик «Хром-К».

ТТХ ТКА проект 183
ТТХ ТКА проект 183

ТКА проект 183 в ВМФ СССР и не только

Построенные катера вошли в состав всех флотов советской страны. Они проходили службу в Балтийском, Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах, а так же в Каспийской флотилии. Но несмотря на это многие из них не эксплуатировались и были законсервированы на берегу.

Проект 183 — катер тип "Большевик"

Значительную часть катеров «Проект 183» (138 единиц) правительство СССР позже передало союзникам по Варшавскому договору и дружественным странам Азии и Африки. Так ГДР получила 31 катер (в 1957—59 гг.); Египет 24 (в 1956 ив 1960 гг.); Польша — 20 (в 1957—58 гг.); КНР — 12 (еще 80 китайцы построили по лицензии); Ирак— 12 (в 1959—61 гг.); Куба— 11 (в 1962); КНДР — 10; индонезия — 8 (в 1961—62 гг.); Сомали — 4; Гвинея (Конакри) — 4; Южный Йемен — 2 катера.

К концу 1980 года большинство катеров были списаны. В течение всего срока службы они принимали активное участие в боевой подготовке и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Кроме этого на базе корпуса проекта 183 были созданы несколько модификаций, требующих отдельного рассказа.

Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.