PZL.22 — «Ползучий ящик» профессора Мокшицкого

PZL.22

Густав Мокшицкий — профессор летной механики и самолетостроения Варшавского технического Университета. Он являлся страстно преданным изучению всех новых тенденций и разработок в области аэронавтики. При этом его дальновидные предложения неизбежно вступали в противоречие с официальной и общепринятой точкой зрения того времени. Такой знаете польский Александр Липпиш. А одна из его разработок ярко доказывает выше сказанное. Речь идет о PZL.22 — первом польском бесхвостом самолете. Причем он же является единственным построенным.

История создания PZL.22

Средства для финансирования такого «дикого» проекта получить оказалось довольно сложно. Но в конце концов L.O.P.P.(Лига воздушной и газовой защиты — польская организация типа советского ДОСААФ) решила субсидировать эксперимент. Правда средства не были значительными и весомую их часть представил двигатель Menasco B-6 мощностью 160 л.с.

PZL.22 — "Ползучий ящик" профессора Мокшицкого
Схема PZL.22

Из расчета выделенной помощи Мокшицкий смог сконструировать только небольшое летающее крыло. Пришлось отказаться от первоначальных планов разместить кабину пилота в оболочку крыла.

Предварительный проект PZL.22 с легкой гондолой на верхней части крыла, вмещающей пилота, был разработан в 1932 году. Уже детальный проект и чертежи были подготовлены при содействии инженера нанятого по контракту для этой цели L.O.P.P. Кроме этого провели обширные испытания в аэродинамической трубе с использованием масштабной модели. И опять не без помощи спонсоров. Итоги тестов предсказали отличную устойчивость и хорошие летные характеристики предлагаемого самолета.

ТТХ PZL.22.
ТТХ PZL.22.

L.O.P.P. уже в 1933 году подписала контракт с заводом P.Z.L на строительство летающего крыла Мокшицкого. Стоит отметить, что кроме фактической сборки машины по предоставленным чертежам завод к ней не имеет других отношений. Не считая ещё и обозначения PZL.22.

Испытания PZL.22

Самолет завершили в 1934 году, а его рулежные испытания на аэродроме Мокотув принесли ему саркастическое прозвище «Ползучий ящик». Некоторые из самых известных польских пилотов предложили испытать летающее крыло в воздухе. Вот только всем им в разрешении на полет было отказано. Возможно оправдание этого решения находилось в том факте, что P.Z.L.22 оказался значительно тяжелее, чем предполагалось изначально. Но вероятней всего причина заключалась в том, что никто не хотел брать на себя ответственность за такой оригинальный самолет.

P.Z.L.22 Рисунок-реконструкция
P.Z.L.22 Рисунок-реконструкция

В итоге смущающий всех P.Z.L.22 спрятали в темном углу одного из ангаров, а авиационная пресса полностью проигнорировала его существование. Ни в одном авиационном издании даже не промелькнуло упоминание о летающем крыле Мокшицкого. В конце концов самолет оказался уничтожен во время немецкой бомбардировки Варшавы в сентябре 1939 года.

В заключении

Ну а что же с польским идеологом летающего крыла? Несмотря на трагедию PZL.22 профессор Мокшицкий не терял веры в эту концепцию. Его наработки, совершенно забытые на родине, нашли применение по другую сторону Атлантики. Он сыграл ведущую роль в разработке самолетов с треугольным крылом в Соединенных Штатах. Одно время работал с Convair, North American и Ryan. Профессор внес свой вклад в разработку XF-92, F-102 и B-58 Hustler.

Источник: Glass A. ”Samoloty PZL 1928-1978”

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.