Р-1 «Боевик» — штурмовая версия Разведчика первого

Р-1 "Боевик"

Р-1, как самый крупносерийный самолет Советской республики 1920-х годов, стал в буквальном смысле испытательным стендом. На нем испытывали и двигателя, и их доработки, а также вооружение, приборы, парашютные системы. Кроме того создавались модификации на его базе. И наверно самой значимой из них стала штурмовая версия биплана, получившая обозначение Р-1 «Боевик».

В 20-х годах активно разрабатывалась концепция «боевика» – специализированного самолета-штурмовика для действий на передовой и в ближнем тылу. Его основной задачей являлось уничтожение живой силы противника мощным пулеметным огнем. Именно такую небронированную машину и хотели создать из разведчика.

Особенности биплана Р-1 «Боевик»

Как уже понятно основной упор в вооружении «Боевика» был сделан на пулеметы. Причем «батарейные установки» планировались в двух вариантах — неподвижные и подвижные, управляемые летчиком-наблюдателем.

Первый предполагал разместить с каждой стороны под нижним крылом по одному пулемету «Максим А2» или «Максим ТЗ». Правда при этом количество подкрыльных бомбодержателей пришлось уменьшить вдвое. Для компенсации веса. Боезапас для пулеметов в 500 патронов решили разместить в барабанах. Однако барабан для укладки ленты с требуемым запасом имел диаметр не меньше 450 мм. Эти «бочки» существенно ухудшали аэродинамику самолета. Конечно, при ограничении боезапаса до 250 патронов на пулемет позволило бы ужать барабаны до приемлемого диаметра 225 мм.

Подвижной вариант предусматривал того же количества пулемётов. Однако они имели возможность отклонения вверх и вниз на 15°, вправо и влево на 45°. Вот только чем собирались поворачивать пулеметные установки – неизвестно. В те годы в стране не было ни электромеханических, ни гидравлических турелей. Возникшие проблемы при разработке обоих вариантов «боевика» привели к их прекращению.

Как не странно решение нашли простые летчики и механики. Случилось это в 1928 году в 5-й авиабригаде в Киеве. Они неподвижно установили на нижнем крыле Р-1 «Боевик» по одному пулемету с каждой стороны. Патронные ленты при этом размещались в ящиках внутри крыла. Новое вооружение опробовали, в том числе стрельбой на полигоне. В 1929 г. на части самолетов бригады подобным способом установили дополнительные ПВ-1, уменьшив для этих машин бомбовую нагрузку.

В 1933 году на Р-1 в том числе и модификации «боевик» летали — 250-я легкоштурмовая бригада (бывшая 21-я авиабригада, Детское Село-ЛВО), 255-я легкоштурмовая бригада (бывшая 5-авиабригада, базировалась на Киев, УкрВО), 251-я легкоштурмовая бригада (бывшая 32-я, Чита, ОКДВА).

Источник: Авиация и космонавтика 2009 05

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.