Р-1 — из DH.9 в Разведчик Первый

Р-1 Поликарпова

Первый советский крупносерийный самолет Р-1 берет начало от импортных самолетов DH-4 и DH-9. Английские бипланы DH появились в России еще до революции. Сначала их покупали. Затем осенью 1917 года, с момента получения чертежей, на московском заводе «Дукс» началась подготовка к их серийному строительству. Работы продвигались медленно. А с началом гражданской войны практически встали. Уже в молодой советской республике в 1918-1921 гг. Н. Н. Поликарпов занимался изготовлением рабочих чертежей.

Здесь то конструктор и столкнулся с тем, что скопировать самолет просто невозможно. Не было технологий, конкретных материалов да и при расчете статической конструкции имелось множество допустимых решений. Пришлось перепроектировать фюзеляж, а вместе с этим изменить технологию его производства. Да и во многом новый самолет стал отличаться от прототипа. Единственное, что осталось прежним так только хвостовое оперение. В итоге машина получила обозначение Р-1 («разведчик первый»), а Поликарпов закрепил за собой авторство, так как самолет представлял вполне самостоятельную конструкцию.

Английский биплан DH-9
Английский биплан DH-9

Описание конструкции Р-1

Р-1 имел цельнодеревянную конструкцию с ферменным фюзеляжем прямоугольного сечения. При этом фюзеляж почти полностью обшивался фанерой и технологически делился на три части. При его изготовление применяли четыре сосновых лонжерона, распертых сосновыми стойками и подкосами. К лонжеронам крепилась моторама. В средней части фюзеляжа, кроме крепления шасси и скоб нижнего крыла, размещались масляный и бензиновый баки, экипаж, вооружение и оборудование.

Схема самолета-разведчика Р-1
Схема самолета-разведчика Р-1

Крылья обтягивались полотном и связывались в коробки посредством двух пар стоек и лент расчалок. Крылья — двухлонжеронные с элеронами на каждой плоскости. Верхнее крыло имело вынос вперед. А в его центроплане находился бензобак. Для предохранения законцовок нижнего крыла от повреждений у крайних стоек прикреплялись специальные дуги.

Хвостовое оперение состояло из регулируемого из кабины летчика стабилизатора с рулем высоты и киля с рулем направления. Особенностью стабилизатора стал передний лонжерон, являвшийся его ободом со скругленным носком и выфрезерованной для облегчения задней кромкой. Жесткость стабилизатору придавали крестообразные проволочные расчалки.

У-образные стойки шасси образовывались из переднего и заднего подкосов, и изготавливались из двух сосновых деталей. Правда на некоторых самолетах последних серий устанавливалось уже металлическое шасси по типу, состоявшее из двух также У-образных стоек, но изготовленных из круглых стальных труб в
виде дуги. Дуги шасси усиливались подкосами из профилированных стальных труб. Шасси снабжено двумя пневматическими колесами. В зимнее же время
вместо колес устанавливаются деревянные лыжи. Хвостовая часть имела ясеневый костыль с амортизацией.

ЛТХ самолета-разведчика Р-1
ЛТХ самолета-разведчика Р-1

Вооружение состояло из синхронного пулемета ПВ-1с, оптического прицела и спаренного пулемета ДА на турели ТУР-4 (на первых сериях устанавливался «льюис“ с турелью ТУР-1) с магазином и кольцевым прицелом. Допускалась установка бомбового вооружения, но при этом взлетный вес не должен был превышать 2385 кг. Предусматривалась установка осветительной установки, радиостанции и фотоаппарата Потте.

Строительство и испытания Р-1

Сборка первого образца Р-1 развернулась в феврале 1923 года на заводе «ГАЗ №1» (Государственный авиационный завод). В это же время приступили и к подготовке серийного производства. Причем этим занимался Д. П. Григорович, автор известных морских самолетов, таких как М-5, М-9 и МРЛ-1. В то время конструктор занимал должность технического директора завода.

Первый экземпляр разведчика Р-1
Первый экземпляр разведчика Р-1 ра Центральном аэродроме, май 1923 г.

В апреле 1923 года Р-1 выкатили на аэродром, а в мае начались испытания. Их ход воодушевил создателей самолета. А как могло быть иначе. Ведь он у земли развил скорость 207 км/ч, что на 7 км/ч больше по сравнению с прототипом DH-9. Сами же результаты испытаний еще больше развеяли сомнения в подобности советского летательного аппарата английскому биплану.

Первые серии Р-1 выпускали с американскими моторами «Либерти 12». Затем на них стали устанавливать моторы М-5. Их конструкцию по образцу «Либерти» со второй половины 1922 г. начал разрабатывать А. А. Бессонов. В дополнение приняли решение об организации производства разведчиков и на «ГАЗ №10» в Таганроге. Уже 10 мая 1924 года первый таганрогский самолет поднялся в воздух. За все же время серийного строительства на заводе №10 выпустили 1472 экземпляра Р-1. Тогда как на первом ГАЗе вышло на летное поле 1223 штук. Конечно не считая различных модификаций.

Р-1 в действии

Свою удачную конструкцию и хорошие летные характеристики Р-1 не раз смог продемонстрировать в дальних перелетах. Тогда это было не только модно, но имело пропагандистские цели.

Так в 1924 году группа советских летчиков на самолетах-разведчиках Р-1 совершили один из первых в истории Советской республики перелетов — из Термеза в Кабул. Выдающимся он стал ещё и тем, что впервые в истории авиации летчики перелетели через горы высотой до 7 тысяч метров.

Р-1 на аэродроме в Кабуле
Р-1 на аэродроме в Кабуле

Летом 1925 года Р-1 в составе группы других самолетов отправился в ещё более дальний перелет. В этот раз целью стал Пекин. Затем поступило предложение посетить Токио. 30 августа авиаторы вылетели из Пекина и провели свои машины по маршруту в 2800 км с посадками в Мучен, Сеул, Хиросима, Окаяма, сев в Токио 2 сентября. Так закончился первый большой советский перелет. А самолет Р-1 блестяще выдержал сложный экзамен.

В 1926 году перелеты продолжились. Причем сразу в две страны. Один маршрут проложили из Москвы в Тегеран, а второй — из Советской столицы в столицу Турции. И здесь самолеты зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Боевое же крещение Р-1 принял осенью 1929 года после конфликта на КВЖД. Сначала была Сунгарийская операция у города Лахасусу. Здесь самолеты бомбили корабли неприятеля. Правда безрезультатно. Лишь на рейде у города удалось потопить плавучую батарею. Но вот панику то среди противника внести удалось.

Кроме этих событий разведчик отметился и в Средней Азии в боях с басмачами. Да и ликвидация восстания на Кавказе не обошлась без его участия. Стоит отметить и то, что за рубежом Р-1 использовался в Народно-революционной армии Китая. Там они особо отличились в боях за Ухань. Небольшое количество самолетов поставили и в Монголию.

Р-1 Поликарпова
Р-1 Поликарпова

Итоги

Значение самолета Р-1 для авиации СССР трудно переоценить. Он долгое время находился в производстве и эксплуатации. На нем совершенствовал свое мастерство летный и технический состав, Он стал значимым самолетом как для ВВС, так и для авиапромышленности СССР. И даже после появления более совершенных разведчиков Р-1 ещё долго применялся в качестве учебного и грузо-почтового самолета.

Источник: Крылья Родины 1998-11

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.