«РИИГА-1» — первенец рижского СКБ

РИИГА-1

В аббревиатуре РИИГА нет ничего экзотичного. Это начальные буквы из названия учебного заведения — Рижского института инженеров гражданской авиации. Именно в его стенах студентами Ф. Мухамедовым, Г. Ивановым, А. Лесиковым и В. Пришлюком было организовано конструкторское бюро в 60-х годах прошедшего столетия. Самодеятельное студенческое бюро решило сконструировать и построить легкий самолет. И даже название ему подобрали — РИИГА-1.

Проектирование самолета

Эскизный проект разработал Ф. Мухамедов. При этом консультировал и помогал в работе сотрудник кафедры института Д.П. Осокин. Основной упор при конструировании был сделан на доступность материалов, также простоту сборки и эксплуатации. После нескольких месяцев творческих споров, расчетов и набросков родилась эскизная схема.

Схема РИИГА-1
Схема РИИГА-1

Следом начали разработку конструкции. Её особенностью стало использование готовых узлов и агрегатов от серийных планеров. Это позволило сравнительно быстро создать в производственных условиях института легкую, надежную и вполне совершенную конструкцию.

Описание конструкции РИИГА-1

РИИГА-1 являлся подкосным монопланом 1-й весовой категории (до 500 кг) со среднерасположенным крылом смешанной конструкции на трехколесном шасси. Крыло и хвостовое оперение самолета — цельнодеревянные, с цельноповоротным килем. Фюзеляж — ферменный, сварной из из хромансилевых труб и имеющий полукруглый деревянный гаргрот.

Компоновка самолета РИИГА-1
Компоновка самолета РИИГА-1

В средней части фюзеляжа, за спинкой пилотской кабины, установлен топливный бак на 22 литра. Обшивка полотняная (перкаль), натянута на продольные деревянные стрингеры, Они не только держат обшивку, но и придают фюзеляжу обтекаемую форму. Кабина пилота закрытая. Фонарь из органического стекла толщиной 3 мм. Она оснащена комплектом навигационных приборов и приборами контроля работы мотора: указателем скорости, вариометром, указателем поворота и скольжения, компасом, тахометром.

Крыло однолонжеронное с фанерной обшивкой. Для улучшения взлетно-посадочных качеств машины крыло оборудовали подвесными щелевыми закрылками и воздушными тормозами — интерцепторами.

ЛТХ РИИГА-1
ЛТХ РИИГА-1

Самодеятельные конструкторы рассчитали свою машину под несколько типов отечественных мотоциклетных двигателей: М-61К, М-62 и К-750 мощностью 26…30 л.с. (19…22 кВт). Т.е. от тяжелых мотоциклов типа «Ирбит», «Урал» или «Днепр». Так или иначе студенты ожидали, что их самолет у земли разовьет скорость до 140 км/час, будет способен набрать 2400 м высоты и взлетать при скорости 72 км/час. Для разбега ему достаточно будет всего 170 м, а для пробега, при посадочной скорости 65 км/час, 130 м.

Испытания РИИГА-1

Но такими ли будут эти летные данные в действительности, студенты-изобретатели надеялись узнать на испытаниях. Однако во время одной из пробежек на земле оказалось повреждено шасси. Инцидент показал, что сторонники безамортизационного шасси на легких самолетах оказались не совсем правы. Да и стремление к максимальному упрощению и удешевлению
конструкций не всегда себя оправдывает.

Авиетка РИИГА-1
Авиетка РИИГА-1

С 1965 году авиетка РИИГА-1 демонстрировалась на студенческих выставках. А вот испытания ограничились пробежками по земле и подлетами. Воздушные же тесты не производились главным образом из-за запретов на полеты самодеятельных конструкций.

Источник: Крылья Родины 05-1966

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.