СБ-2 «Птеродактиль» с экспериментальным шасси

СБ-"Птеродактиль"

В 1940–1941 гг в ЦАГИ под руководством инженера Игоря Павловича Толстых проводились испытания трехколесного шасси с носовым колесом. Такой тип шасси уже применялся на некоторых опытных самолетах. Но в практику самолетостроения СССР такая схема еще не вошла. С целью поведения всестороннего анализа шасси такого типа в качестве «летающей лаборатории» был использован самолет СБ 2М-103.

Рождение СБ-2 «Птеродактиль»

На самолете смонтировали неубирающиеся основные и носовая стойки. При этом носовое колесо было ориентирующимся и снабжено демпфером «шимми». Последний обеспечивал гашение самопроизвольных колебаний переднего колеса при рулении. Подфюзеляжная ферма обеспечивала перестановку основных стоек шасси для выбора оптимального выноса колес от центра тяжести самолета. За свой необычный вид СБ-2 на экспериментальном трехколесном шасси получил у летчиков прозвище «Птеродактиль».

Вид на шасси СБ-2 "Птеродактиль"
Вид на шасси СБ-2 «Птеродактиль»

Другим изменением стало значительное удлинение носовой части фюзеляжа. Кроме этого она лишилась большей части остекления. Лишь в носу оставили одно круглое и три квадратных окошка с каждого борта. Стоит также отметить, что все изменения привели к уменьшению взлетного веса самолета на 1880 кг. У экспериментального СБ вес составил 6 тонн.

Испытания и итоги

Испытательные полеты проводил летчик-испытатель М. Л. Галлай. К стати, в своей книге «Через невидимые барьеры» он упоминает об этой работе. Именно его отзывы позволили составить отчет ЛИИ НКАП о ходе тестовых полетов. В нем было отмечены бесспорные преимущества нового типа шасси с носовым колесом. Самолет был устойчив при движении по земле, упростилась техника взлета и посадки. Также шасси было признано более безопасным, самолет не капотировал при энергичном торможении, менее склонен к прыжкам («козлам») при неточностях пилотирования на посадке.

Вид сбоку СБ-2 "Птеродактиль"
Вид сбоку СБ-2 «Птеродактиль»

Испытания нового шасси проводились в летних и зимних условиях. Зимой на самолет устанавливались неубираемые лыжи. Между прочем на них также получили положительные результаты. Конечно, требовались многие уточнения в расположении опор по отношению к центру тяжести самолета. А также усовершенствования амортизаторов и систем складывания. Конечно, из-за начала войны довести шасси до ума не удалось. Развитие подобного типа шасси в СССР получило лишь после победы.

Источник: В.Б.Шавров «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.»

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *