К-37 — первый противотанковый ЛаГГ-3

К-37 Гудкова

Известно, что в создании истребителя ЛаГГ-3 приняли участие три конструктора — Лавочкин, Гудков и Горбунов. Они стали тем самым трио, которое смогло довести проект до логического конца. Но уже в начале 1941 года у каждого из них появилась своя группа инженеров. А это привело к тому, что каждый пошел своим путем в плане модернизации общего дéтища. Так возник опытный самолет с обозначением К-37.

Рождение модификации

Идея установки на ЛаГГ-3 крупнокалиберных пушек для борьбы с бронетехникой противника зародилась у М. И. Гудкова ещё в 1940 году. Вот только разработкой модификации истребителя с 37-мм пушками Таубина или Шпитального группа занялась весной 1941 года. Как раз в марте вышло задание на подобные исследования.

Конечно не обошлось без проблем. Первый вариант пушки от Таубина в ЛаГГ-3 вообще не помещалась. Её просто не смогли увязать с двигателем М-105. Немного проще складывалось с Ш-37 (АП-37) Шпитального. Однако и здесь оказались свои «подводные камни». Крепление орудия на двигателе оказалось не надежным. Буквально через ограниченное число выстрелов крепёж расшатывало, и точность стрельбы резко падала. К общему неудовольствию боезапас также ограничивался 21 патроном. А ведь согласно заданию он должен составлять не менее 50. Не помогла и попытка увеличения запаса посредством снятия пулемёта БС. В этом случае боекомплект не превышал 30 патронов.

Ш-37 в развале цилиндров двигателя М-105
Ш-37 в развале цилиндров двигателя М-105. Пушка перевернута магазином вниз, магазин горизонтальный на 21 патрон

Переделка ЛаГГ-3 в К-37 и испытания

За основу взяли ЛаГГ-3 третьей серии завода № 23. В развал между цилиндрами мотора М-105 установили пушку Ш-37. А чтобы освободить для неё достаточно места, пришлось снять электрогенератор с двигателя. Для возмещения потерь в электроэнергии установили дополнительный аккумулятор. Также пришлось пожертвовать и обеими пулеметами ШКАС, а крепление пулемета БС изменить.

Истребитель К-37  с 37-мм пушкой Ш-37 (АП-37)
Истребитель К-37 с 37-мм пушкой Ш-37 (АП-37)

Время поджимало и провести полные заводские испытания не успели. Уже в НИИ ВВС, в ходе государственных испытаний велась доработка как орудия, так и его крепления. В основном испытания прошли успешно. Буквально за две недели до начала войны комиссия выдала акт по их результатам. В нем говорилось:

«После проведенных доводок <…> авиационная моторная пушка калибра 37 мм системы В.Г. Шпитального, установленная на ЛаГГ-3 М- 105П, государственные испытания выдержала. Для отработки боевого применения ЛаГГ-3 с 37-мм пушкой системы Шпитального и проверки надежности установки в условиях эксплуатации строевыми частями ВВС Красной Армии необходимо построить войсковую серию с 37-мм пушкой и двумя
БС для укомплектования одного полка в количестве 70—75 самолетов».

Серийное строительство и применение К-37

Первые три самолета на войсковые испытания отправились уже в сентябре 1941 года. Уже шли тяжелые бои по всем направлениям. Новые самолеты с успехом применили в подмосковных сражениях в октябре. По крайней мере на верх доложили о пяти уничтоженных танках противника. Как обстояли дела на самом деле история умалчивает. Хотя по правде сказать, использовать в полной мере такое мощное вооружение скорее всего не удалось. И в первую очередь из-за множества дефектов пушечной установки. Да и боеспособность звена К-37 продлилась не долго. Уже к концу октября все самолеты были потеряны.

К-37 в войсковом камуфляже
К-37 в войсковом камуфляже

В это же время на заводе №21 в Горьком уже строились серийные истребители с пушками Ш-37. Они получили обозначение(заводское) ЛаГГ-3 тип «38». А к концу 1941 года первые двадцать машин покинули цеха. Ещё 65 единиц вышли с завода в 1942 году. Они то и стали заключительными в серии.

Самолеты в войсках

Впоследствии, многие самолеты стали основой 42-го истребительного авиаполка. Вторым с К-37 в составе стал 188-й полк. Уже в марте 1942 года на Брянском фронте их начали использовать. Сначала в рамках войсковых испытаний, а затем и в боевых вылетах. Уже первое применение доказало эффективность пушек Ш-37 не только против наземной техники, но и против самолетов. Особенно против бомбардировщиков противника. Так два звена К-37 в воздушном бою сбили из пушек три самолета противника. Летчики, участвовавшие в этом бою, восторженно отзывались о пушке. Её снаряды оставляли большие пробоины в плоскостях и фюзеляже вражеских бомбардировщиков.

В то же время самолет требовал навыка, особенно в стрельбе. Требовалось постоянно помнить об очень ограниченном боезапасе. Также в ходе боевого применения выяснилось, что при ведении огня из пушки длинными
очередями машина теряла скорость. И сильно это стало заметно во время воздушных боев. В добавок о хорошем, именно из Ш-37 начали сбивать самолеты врага с дальних дистанций. Так с 400 метров был сбит Не-111. Это в два раза превышало обычное расстояние для надежного поражения цели в то время.

Подводя итоги

Противник был удивлен столь мощным вооружением на истребителях Красной армии. На счету советских пилотов К-37 только за август 1942 года числилось сбитыми 45 самолетов со свастикой. Вот только нет хоть каких-то сведений о поражении наземной техники. Да и общей статистики именно по этому типу самолетов тоже нет.

Но как бы то ни было, именно Михаил Иванович Гудков дал толчок развитию подобных самолетов. С его К-37 начались новые модернизации ЛаГГ-3 с пушками 37-мм. Правда без его участия. В августе 1942 года на государственные испытания поступил противотанковый самолёт с мотором М-105ПФ. Этот модифицированный ЛаГГ уже имел предкрылки. Но несмотря на положительные отзывы НИИ в серию не пошёл.

За то серийное строительство ЛаГГ-3 с пушкой НС-37 начали в конце 1942 года на заводе №21, а позже продолжили в Тбилиси. Благодаря более совершенному орудию ЛаГГ-3-34 и пошел в серию. Но вот добиться больших успехов уже не смог. Время ЛаГГ-ов безвозвратно прошло.

Источник: Якубович Н.В. «Все самолеты Лавочкина»

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *