Short SB.6 Seamen — неудачный противолодочный самолет

SHORT SEAMEW SB.6

Случайно попалась на глаза фотография самолета, ну просто вылитый Ил-20 только с британскими опознавательными знаками. Появилось желание познакомиться поближе с так сказать, «родственником» ильюшинским. И вот то, что удалось найти.

Возникновение проекта

В 1951 году Военно-Морской Штаб Великобритании пришёл к выводу, что на конец войны оказался крайне необходим простой и легкий противолодочный самолет, оборудованный радаром для обнаружения подлодок противника. К тому же он должен иметь возможность: использования практически в любую погоду, размещаться на малых авианосцах водоизмещением до 13000 тонн и нести одну торпеду и до четырех глубинных бомб. Все условия были сведены в спецификацию M.123D и объявлен конкурс.

Описание проекта Short SB.6

Схема Short SB.6 Seamen
Схема Short SB.6 Seamen

Проект фирмы Short Brothers под обозначением SB.6 в итоге получил поддержку и финансирование. В первую очередь для самолета был выбран турбовинтовой двигатель Armstrong Siddeley Mamba мощностью 1590 л.с. как не имеющий систему зажигания, а значит не создающий помех работе поискового оборудования. К тому же такой двигатель имел минимальную вибрацию, что создавало более комфортные условия для работы экипажа расположенным в кабине над силовой установкой. Кабину же максимально сдвинули на нос машины для создания лучшего обзора пилоту при взлете и, особенно, при посадке на палубу.

Первый прототип S.B.6 (XA209)
Первый прототип S.B.6 (XA209)

Самолет создали по схеме моноплана со средне расположенным складывающимся крылом. Стойки шасси являлись не убирающимися, но могли сбрасываться в случае аварийной посадки на воду. Хвостовое оперение имело довольно высокий киль и большой стабилизатор. В апреле 1952 года военные заказали три прототипа: XA209, XA213 и XA21.

Первый прототип S.B.6 (XA209) в полете
Первый прототип S.B.6 (XA209) в полете

Строительство и испытание

Проектирование и изготовление опытного образца S.B.6 завершили за очень небольшие сроки — всего за 17| месяцев. Первый прототип, XA 209, впервые поднялся в воздух 23 августа 1953 года. В ходе испытаний ему добавили предкрылки. По отзывам пилотов самолет оказался достаточно сложен в управлении хотя и обладал хорошим обзором и низкой взлетной и посадочной скоростью.

 Прототип S.B.6 со сложенным крылом
Прототип S.B.6 со сложенным крылом

В серию планировали запуститьS.B.6, получивший наименование Seamew, в двух вариантах: AS Mk 1 — палубный вариант и MR Mk 2 — берегового базирования. Наземный самолет отличался от собрата негабаритными шинами низкого давления и мог нести более высокую боевую нагрузку. В феврале 1955 года разместили заказ на 60 машин(поровну AS и MR).

Прототип SB.6 (ХА 213) на борту авианосца
Прототип SB.6 (ХА 213) на борту авианосца

Отзывы военных не вселяли оптимизма. Они заявляли, что это слишком медленная и не совсем удачная в управлении машина. В итоге заказ был сокращен да 30 экземпляров, а строительство закончили на 24. Кампания пробовала провести показательный тур по странам Европы дабы найти потенциальных покупателей. На SB.6 (XE175) Уолтер Ранкиман, пилот проводивший испытания самолета, погиб в ходе выставки Sydenham Air Display 9 июня 1956 года в Белфасте.

Seamew AS Mk.1 на выставке в Фарнборо
Seamew AS Mk.1 на выставке в Фарнборо

Short SB.6 на вооружении

Не завидная участь ждала Seamew в частях. Уже в 1957 году противолодочные эскадроны ликвидировали, а самолеты передали в резерв. А в конечном итоге все они пошли на слом. Дольше всех находился в эксплуатации Seamew(XE180) который купили Shorts 31 августа 1959 года для наземного обучения в своей школе подготовки пилотов. Его, в свою очередь, утилизировали в 1967 году.

ЛТХ Seamew AS Mk.1
ЛТХ Seamew AS Mk.1

Вот такая грустная 😔 история. Хотя Seamew, в отличие от Ил-20, дошёл до серийного производства, участь ждала одна — невостребованность и впоследствии утилизация.

Seamew AS Mk.1 Рисунок
Seamew AS Mk.1 Рисунок

Источник: Keith-Lucas, David. «Short Seamew.» Flight, 20 January 1956
Jim_Winchester «The_Worlds_Worst_Aircraft»

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *