Ар-2 — СБ с «урезанным крылом»

Ар-2

Опыт боевых действий во время гражданской войны в Испании привел Архангельского к мысли о необходимости разработать пикирующий бомбардировщик. Так как конструктор являлся ведущим специалистом при разработке СБ, то предложил модифицировать машину. Этот вариант самолета получил наименование СБ-РК («разрезное крыло»). А немного позже, уже в серии, он получает обозначение АР-2.

Преображение СБ в Ар-2

По первоначальному замыслу, отличительной особенностью самолета должна была стать сложная система щелевых закрылков. Но разработка такой системы заняла бы слишком много времени. Архангельский принял простое решение усилить крыло, уменьшить его площадь и установить на передней кромке тормозные решетки. Помимо этого уменьшили высоту вертикального оперения и размеры горизонтального.

Схема Ар-2
Схема Ар-2

Двигатели М-105Р мощностью 1 100 л.с. конструктор установил в обтекаемые гондолы. Для охлаждения моторов предусмотрели в передних кромках крыльев воздухозаборники, через которые воздух принудительно направлялся к радиаторам. В дополнение каждый из М-105 получил двухскоростной нагнетатель. Это позволяло самолету СБ-РК достигать высоты 10 500 м. С бомбовой нагрузкой в 1 тонну он мог развивать скорость 480 км/час на высоте 4 700 м.

Ар-2
Ар-2

В качестве оборонительного вооружения применили четыре 7.62-мм пулемета ШКАС. При этом два из них расположили в задних установках — по одному в верхней и нижней. Бомбовое вооружение включало разнообразные комбинации массой до 1600 кг как в бомбоотсеке, так и на наружной подвеске.

Серийное строительство и боевое применение

В своем новом качестве СБ-РК показал очень хорошие результаты на испытаниях. Как итог его пустили в серию в 1940 году. Однако выпуск пикирующих бомбардировщиков продолжался не долго. Из-за вторжения германских войск на территорию Советского Союза Казанский авиазавод вынужден был эвакуироваться. А это способствовало прекращению выпуска боевых машин. К тому моменту удалось построить всего 200 таких самолетов.

ЛТХ Ар-2
ЛТХ Ар-2

В Военно-Воздушных Силах эти машины проходили как Ар-2 (от фамилии Архангельского, поскольку Туполев в это время находился в заключении). К началу Великой Отечественной войны в частях ВВС КА имелось всего 164 самолета подобного типа. Однако реализовать свои возможности машинам не удалось. Причиной тому стали и отступление частей Красной армии, и неорганизованность действий авиации. А отсутствие прикрытия своими истребителями и недостаточная подготовка летного состава привела к потерям порядка 95 самолетов за 1941 год.

Ар-2 — СБ с "урезанным крылом"

Ар-2 стал вершиной эволюции самолетов СБ. Хотя А. А. Архангельский ещё пытался вдохнуть в него вторую жизнь создавая новую модификацию с обозначением СББ. Однако стало ясно, на смену идут более совершенные Пе-2 и Ту-2, а время СБ закончилось.

Источник: Авиация и Космонавтика. Перов В.И., Растренин О.В. Неизвестный Ар-2

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *