Проект «Д» — деревянные торпедные катера

Торпедный катер Д-3

Первой попыткой создать торпедный катер из не дефицитного материала стали три ДТК (деревянный торпедный катер) построенных в период с 1934 по 1937 года. Но к сожалению они были на столько неудачными, что их списали в конце 1937 года, всего лишь через семь месяцев после вступления в строй. Вероятно проблема заключалась в том, что они пытались из дерева создать копию корпуса катера Г-5. При водоизмещении около 22 тонн (в 1,5 раз больше Г-5) их максимальная скорость составила 47 узлов(87 км/ч).

Первые проекты «Д»

Торпедный катер Д-2 1939 г.

Торпедный катер Д-2 1939 г.

В 1938 году попытку повторили теперь уже в КБ завода №5 НКВД. Под руководством В. А. Пономарева разработали второй по счету деревянный аналог Г-5. Главным отличием был не только материал корпуса, но и применение бугельных , а не желобных торпедных аппаратов. В 1940 году, в начале лета, катер проходил испытания в Севастополе, которые завершились к августу.

Малый охотник Д-2

Малый охотник Д-2

Хотя и были отмечены его малая остойчивость и рысканье на прямом курсе, в октябре Д-2 был включен в состав Черноморского флота. Правда через месяц он был разоружен и стал разъездным катером. С началом войны катер вновь призвали в боевой строй, но уже в качестве малого охотника.

Торпедный катер Д-3 (серии I)

Торпедный катер Д-3 (серии I)

На том же заводе, где построили Д-2, но только группой под руководством Л. Л. Ермаша спроектировали и построили деревянный катер дальнего действия. Создатели отошли от реданной схемы и сделали ставку на килевую. Прототип с обозначением проект 19 или Д-3 вышел на испытания как и его предшественник Д-2 летом 1940 года. А уже 6 августа был принят флотом. Но ещё до окончания его испытаний улучшенный вариант проекта Д-3 пошёл в серию.

Описание проекта Д-3

Торпедный катер Д-3 (серии I)

Торпедный катер Д-3 (серии I)

Катера Д-3 полным водоизмещением в 36,2 тонны оснащались тремя двигателями ГАМ-34БС работавших на три гребных винта. При этом максимальная скорость достигала 32 узлов(60 км/ч). По вооружению он напоминал Д-2: два бугельных аппарата с 533-мм торпедами; два 12,7-мм пулемета ДШК; четыре больших или восемь малых глубинных бомб. Главным достоинством, отличавшим его от Г-5 стала улучшенная до 6 бальной волны мореходность и увеличившаяся до 360 миль (660 км) дальность плавания. Кроме того они обладали более высокой живучестью. Всего катеров Д-3 первой серии в период с 1940 по 1943 года выпустили 26.

Торпедный катер Д-3 (серии II)

Торпедный катер Д-3 (серии II)

Катера второй серии, выпускавшиеся с 1943 по 1945 года, имели американские бензиновые двигателя «Паккард» мощностью 1200 л.с. и усиленное артиллерийское вооружение. Мощные двигателя дали возможность увеличить максимальную скорость до 45 узлов (83 км/ч). Вооружение же было представлено в двух вариантах: а) две 533-мм торпеды, одна 20-мм пушка ШВАК, два спаренных 12,7-мм пулемета на двух установках и ещё один на носу катера; б) две 533-мм торпеды, три 20-мм пушки (из них одна спаренная установка), один 12,7-мм пулемет и восемь малых глубинных бомб. Всего катеров Д-3 второй серии выпустили 47 едениц.

Торпедный катер Д-3 (серии II)

Торпедный катер Д-3 (серии II)

Последний проект Д-4

Была ещё одна попытка, но уже развития серии «Д». В 1940 году Л. Л. Ермаш создает проект большого торпедного катера, который становится дальнейшей переработкой Д-3. Проект получает номер 23 и обозначается Д-4. Это был довольно оригинальный катер. Его силовую установку должны были составить три мотора ГАМ-34ФН по 1250 л.с. и два мотора экономичного хода ЗИС-5. При водоизмещении в 40 тонн проектная скорость должна была составить 40 узлов(74 км/ч), а дальность плавания на 8 узлах достигла 1380 миль(2500 км). Вооружение состояло из двух 455-мм трубных подогреваемых торпедных аппаратов и двух 20-мм пушек ШВАК. Весной приступили к постройке Д-4, но с началом войны все работы по проекту 23 прекратили.

Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *