ТД-200 — первые послевоенные торпедные катера

Катер ТД-200

Строительство торпедных катеров по проекту 200 предусматривало два их варианта: с металлическим и деревянным корпусом. И если первые ТМ-200 (металлический) успели спустить до окончания войны, то деревянный вариант требовал доработок. Для этой цели проект ТД-200 передали в ЦКБ-19, а строительство катеров возложили на завод №5 в Ленинграде.

Строительство торпедного катера ТД-200

С появлением головного катера ТД-200 получилась небольшая задержка. Завод оказался максимально загружен постройкой торпедных катеров и малых охотников проекта Д-3. В результате на испытания он вышел только в конце июля 1946 года. При нормальном водоизмещении в 43,8 тонн судно смогло достигнуть скорости 38,1 узел. В остальных же характеристиках катер повторял предшественника ТМ-200. Если конечно учесть изменения в вооружении. Вместо трех пулеметов 12,7-мм в одинарных установках применили три спаренных 2УК аналогичного калибра.

Однако серийное строительство катеров проекта ТД-200 не развернули. Задержка его выпуска и последовавшие испытания привели к необходимости корректировки проекта. А вернее модификации согласно требованиям времени. Так появился проект ТД-200бис. Сам же ТД-200 стал лабораторией для испытания первой в СССР катерной РЛС «Зарница».

Описание проекта ТД-200бис

Схема катера ТД-200бис (без РЛС)
Схема катера ТД-200бис (без РЛС)

За переработку проекта взялось ЦКБ-19 и его главный конструктор Л.Л.Ермаш. В первую очередь предусмотрели замену бензиновых моторов «Паккард» на дизеля М-50 отечественного производства. Уже это привело к увеличению дальности плавания. Так на 8-узловой скорости она достигла 1000 миль. Другие изменения включили снятие глубинных бомб и бронирования, улучшения мореходных качеств за счет увеличения развала носовых шпангоутов. Благодаря последнему, катер уверенно держался на 5-бальной волне.

На ТД-200, впервые для отечественных торпедных катеров, управление перенесли с боевой рубки на открытый мостик. Но оно стало на единственным новшеством. При сборке корпуса применялись клееные конструкции с использованием водостойкого клея ВИАМ-Б3. Такие детали обладали прочностью цельного материала.

ТД-200бис (без РЛС) в разрезе
ТД-200бис (без РЛС) в разрезе

Эксплуатация и серийное строительство

Головной катер проекта ТД-200бис вошёл в строй 22 октября 1947 года. При этом он имел нормальное водоизмещение 42,3 тонны, а его скорость достигала 40,2 узла.

ТД-200 — первые послевоенные торпедные катера

Началось серийное строительство. Однако в ходе эксплуатации выявилась недостаточная прочность корпуса. Для конкретизации проблемы в 1949 году провели испытания четырех катеров проекта. Проведенные замеры позволили переработать проект. Дальнейшее серийное производство уже велось по проекту 1950 года. К тому же все ранее построенные катера получили необходимые усиления корпуса.

ТД-200бис с РЛС 1950 г.
ТД-200бис с РЛС 1950 г.

Однако проект 1950 года предусмотрел не только усиление корпуса. На новые ТД-200бис установили РЛС обнаружения «Зарница» и станцию опознавания «Факел-М» на место одной из пулеметных установок. Некоторое количество РЛС получили и ранее построенные катера. Правда их установкой занимались на местах специалисты ВМФ.

ТТХ ТД-200бис
ТТХ ТД-200бис

Всего с начала производства по 1952 год завод №5 построил 168 катеров. Из них 48 по проекту 1950 года.

Катера ТД-200бис в качестве испытательных лабораторий

В 1949 году на одном из серийных катеров проводились испытания ускорителей. Ими стали обычные авиационные ракетные двигатели ТР-1, установленные на палубе в кормовой части. Об итогах опытов информации нет. Но судя по всему задумка не оправдала надежды.

В другой раз катер оборудовали подводными крыльями конструкции ЦАГИ. В 1950 году, уже во время первого выхода, катер потерял устойчивость и начал заваливаться на бок. Испытания пришлось прервать. Попыток их возобновлять не принимали. И как следствие крылья демонтировали, а испытания признали неудачными.

Самым удачным стал проект радиоуправляемого катера-цели на базе серийного ТД-200бис. Модификацию разработало все тоже ЦКБ-19 в 1953 году. Мало того, в 1956 году их приняли в состав ВМФ, а количество переоборудованных составило 10 единиц. Катера-цели получили обозначение ТД-200бисТ.

Источник: Газенко В.Н. «Торпедные катера»

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *