Аэроглиссеры Зернова для военного флота страны Советов

Проект аэроглиссера Зернова

Прибрежных воды СССР на Балтике и в Черном море вполне подходили для использования скоростных катеров-глиссеров. Именно их сочли главным типом судов пресловутого «малого или москитного фло­та». Очень важным условием стала и их быстрое строительство в большом количестве при максимальной дешевизне материалов. В 1920 годах работы над ними велась в двух направлениях. Первое, и довольно известное, прорабатывалось в ЦАГИ под руководством Туполева. Впоследствии это привело к появлению первого опытного глиссера ГАНТ-1. Вторым стало, практически не упоминаемое, направление аэроглиссеров. А одними из ярких его проектов стали аэроглиссеры Зернова. Вернее их проекты.

Проекты «Комглисс»

Одновременно с ЦАГИ в 1920 году начала свою деятельность Комиссия по вопросу применения глиссеров в военном флоте. Сокращенно — «Комглисс». В состав ее входил известный изобретатель тех лет Л.В.Курчевский. Да-да именно тот скандально-известный создатель динамо-реактивных пушек. А главным руководителем и вдохновителем компании стал председатель А.А.Зернов.

Аэроглиссер «грузового типа»
Аэроглиссер «грузового типа»

Особый интерес представлял глиссер «грузового типа». По сути он и стал первым проектом. 100-сильный авиационный двигатель «Фиат» установили на имевшем упрощенные плоскодонные обводы «понтоне Военного ведомства». Если сказать точнее, группа изобретателей использовала не весь 14-метровый понтон, а его часть. Сам понтон собирался из двух частей, а в «Комглисс» применили лишь его носовую секцию.

В итоге получился аэроглиссер длиной 8,7 метров при ширине 2,75. При этом его осадка составила около 0,3 метра. Но это было только опытом, оправдывающим верность направления движения идеи. А вот вершиной проектной мысли стал торпедный катер.

Проект торпедного катера А.А.Зернова
Проект торпедного катера А.А.Зернова

Опираясь на предыдущие работы А.А. Зернов в 1922 году разработал проект торпедного катера с воздушными винтами. Для силовой установки использовали два работающих тандемом бензиновых двигателя вращающих каждый свой винт (тянущий и толкающий). При этом их суммарная мощность составляла 450 л,с., что обеспечивало скорость хода — 70-75 км/ч. При этом радиус действия ограничивался 500 км.

Катер имел наибольшую длину 10 метров, ширину — 2,5 м. Борта имели высоту 0,5 м, а осадка всего 0,15 м. Из вооружения были предложены одна 450-мм торпеда и один 7,62-мм пулемет. Однореданный плоскодонный корпус катера изготавливался из дерева. Как говорится дешево, вот только сердито ли?

Итоги проектов Зернова

Комиссия за два года сумела построить пять экспериментальных глиссеров с воздушными винтами. Правда ни один из них так не был принят на вооружение. Впрочем, сие не удивительно. Последний проект был столь «сырым», что ка­тер даже не пытались строить. К тому времени стало ясно, что с «Комглисс» надо кончать, а проектирование торпед­ных катеров поручить более грамотным людям.

Почти всех членов этой компании лучше всего характеризует определение «технический авантюрист». Хотя с определением некоторых людей в эту группу стоит поспорить. Это касается Л.В. Курчевского (1891—1939). Да, он изобретал все что угодно, от вездеходов-амфибий до реактивных торпед. Но стоит вспомнить, что получившие наибольшую известность его безоткатные пушки нашли применение позже. Вернее их принцип действия. Безоткатные орудия в сочетании с кумулятивными снарядами доказали свою жизнеспособность в годы Второй мировой войны, находясь на вооружении в армиях США и Германии. А в 50-х годах подобная безоткатная система появилась и в СССР — гранатомет СПГ-82. Возможно в провалах изобретателя виновно материально-техническое состояние промышленности и страны в целом?

То же самое можно сказать и про аэроглиссеры Зернова. Сейчас подобный тип судов достаточно развит и нашел применение во всех сферах, будь то военная или гражданская. Нам же стоит не забывать тех, кто стоял у истоков их развития.

Источник: И.И.Черников «Речной флот Военного ведомства» Гангут №27

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

 

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *