ЛТ (САМ-23) — проект штурмовика Москаленко

ЛТ(САМ-23)

Во время Великой Отечественной войны авиаконструктор А. Москалев занимался разработкой и строительством десантных планеров. В те тяжелые годы его ОКБ вместе с Воронежским авиазаводом было эвакуировано в Заводоуковск Тюменской области. Но не только планерами была занята голова конструктора. Военное время вынуждало все работать на победу. И Александр Сергеевич создает эскизный проект летающей танкетки-штурмовика «ЛТ» с мотором М-11. Ему присвоили заводской номер САМ-23, позже перешедший к планеру.

Описание проекта ЛТ(САМ-23)

Схема ЛТ(САМ-23)
Схема ЛТ(САМ-23)

Самолет представлял одноместный высокоплан двухбалочной схемы. Фюзеляж с неубираемым шасси имел ферменную конструкцию с обшивкой из дюралюминия. Двигатель М-11 мощностью 100 л.с. размещался в задней верхней части фюзеляжа и вращал двухлопастной толкающий винт. Цельнодеревянное крыло однолонжеронной схемы обшивалось фанерой и полотном, и имело предкрылки и щелевые закрылки.

ЛТ(САМ-23) Схема. Вид сверху.
ЛТ(САМ-23) Схема. Вид сверху.

Вооружение самолета являлось достаточно мощным. Две 20-мм пушки ШВАК имеющие по 200 снарядов на ствол(в перегруз 500); два пулемета ШКАС по 1500(2000) патронов каждый. Подвесное могло включать четыре или с перегрузом шесть ракет РС-82 или 400 кг бомб на двух подкрыльевых держателях. Москалев просчитал, что если на самолет установить более мощный двигатель, такой как М-34, то боевую нагрузку можно увеличить до 1500 кг.

ЛТ(САМ-23) Рисунок.
ЛТ(САМ-23) Рисунок

Несмотря на кажущуюся легкость самолета, он имел бронирование. Правда назвать бронеплитой листы толщиной 3 мм может быть преувеличение, но именно такие защищали кабину пилота со всех сторон. За исключением её передней части. Там толщина составляла 4-5 мм. Впрочем решили применить и бронеспинку с Ил-2. Ну и само разумеющееся — бронестекло. В кабину можно попасть через дверцу типа автомобильной на левом борту.

ЛТ(САМ-23) Рисунок
ЛТ(САМ-23) Рисунок

Возможное применение ЛТ

Вот теперь можно попробовать представить, как видел применение своего самолета его создатель. Огонь стрелковым вооружением должен был вестись с бреющего полета. Высота составляла всего 4-5 метров. Для выдерживания заданной высоты применялось выдвижное устройство типа сошника. Его небольшое колесо на конце касалось поверхности земли и отслеживало(или копировало) все неровности. По мнению Москалева, все возникавшие при контакте устройства с препятствием моменты пилот мог своевременно парировать. Но сразу возникает вопрос, как совместить «парирование» со штурмовкой? Ведь летчику надо вести прицельный огонь?

ЛТ(САМ-23) в полете Рисунок
ЛТ(САМ-23) в полете Рисунок

Считалось так же, что при бреющем полете и при скорости 150-180 км/ч, самолет менее уязвим для противника. Не хотелось бы быть пилотом этого самолет. Любой взрыв может нанести критические повреждения конструкции твоей машины. Ещё одной возможностью штурмовика-танкетки была способность разрушать легкие укрепления и проволочные заграждения посредством пресловутого сошника. И вновь вопрос, а не произойдет ли капотирования самолета при этом? Да и сомнительно это затейливое применение. Лучше уж с высоты атаковать обычным способом бомбами и ракетами. Тем более применять их на бреющем могло быть чревато.

ЛТ(САМ-23) модель-реконструкция. Фото с сайта karopka.ru
ЛТ(САМ-23) модель-реконструкция. Фото с сайта karopka.ru

Проект был направлен в ЦАГИ для рассмотрения. Думаю, все уже догадываются, какой вердикт был ему вынесен. Слабое бронирование, постоянное парирование неровностей, низкая тяговооруженность и постоянная угроза капотирования — это часть отмеченных недостатков проекта институтом. Самолет не получил одобрения и все работы были свернуты.

Источник: Сергей Кузнецов «ЗМЕЙ- ГОРЫНЫЧ» Александра Москалева

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *