САМ-9 «Стрела» — оригинальный эксперимент Москалева

САМ-9 "Стрела"

Для своего времени авиаконструктор А. С. Москалев отличался довольно смелыми решениями. Практически все его проект выделялись неординарными решениями. Будь то летающая лодка МУ-3 или штурмовик ЛТ (САМ-23). Но наверно самым любопытным самолетом стал САМ-9 «Стрела». Его оригинальная конструкция, опередившая время, вызывала скептическое отношение в Управлении Авиапромышленности. Хотя позже, в 1936 году, оно же одобрило его строительства как экспериментальной машины.

А все началось в 1934 году, когда Москалев подал на рассмотрение эскизный проект истребителя-перехватчика. Главной его изюминкой стала расчетная скорость приблизившаяся к 1000 км/ч. И это в начале 30-х годов прошлого столетия! По схеме самолет в проекте являлся летающим крылом. Причем несущая плоскость имела удлинение 0,975. Силовой установкой служили два двигателя Испано-Сюиза 12Y мощностью 760 л. с. установленные в крыле. Они в свою очередь приводили в движение два толкающих соосных винта на удлиненном валу. Именно из-за оригинальности проект не получил поддержки. До поры, до времени…

Эскиз истребителя-перехватчика Москалева 1934 год
Эскиз истребителя-перехватчика Москалева 1934 год

Проект САМ-9 «Стрела»

Отношение к наработкам Москалева резко изменились, когда появилась информация о прогрессе американских инженеров в изучении крыльев малого удлинения. Тогда и вспомнили об идее скоростного истребителя Москалева. Его проект заинтересовал высшее руководство, включая не только М.М. Когановича — начальника Главного управления авиационной промышленности, но и самого вождя всех народов — Сталина. С целью опробовать свои радикальные идеи Москалева пригласили для создания экспериментального самолета. Соответственно, как опытный, он должен быть более скромных размеров под двигатель Renault MV-4 мощностью 140 л.с.

Схема САМ-9 "Стрела"
Схема САМ-9 «Стрела»

Для создания самолета конструктору дали карт-бланш. Ему под строительство выделили ОКБ-31 и предоставили чертежников. Эскизный проект завершили буквально за несколько дней. Сказывалось то, что Москалев вынашивал идею годами. Для ускорения работ приняли решение, что строительство самолета и продувки модели в аэродинамической трубе будут вестись параллельно. Этому способствовала и увлеченность самолетом «Стрела» старшим научным сотрудником ЦАГИ В. П. Горским. С последним велись и согласования по компоновке летательного аппарата. Он же отвечал за исследования модели в трубе.

САМ-9 "Стрела" — оригинальный эксперимент Москалева
Модель самолета САМ-9

Строительство и заводские испытания

В итоге самолет построили за 70 дней. Все расчеты по аэродинамике подтвердили испытания модели в аэродинамической лаборатории ЦАГИ. А уже 27 июля 1937 года приступили к наземным испытаниям самолета САМ-9 «Стрела». Проходили они в 10 км от города Воронежа на запасном аэродроме тяжелых бомбардировщиков.

Уже по итогам первых пробежек выяснилось, что машина хорошо слушалась летчика. Она бойко выполняла рулежку на небольших оборотах мотора и легко разворачивалась. Отмечался и быстрый набор скорости, и хорошую выдержку «прямой» с поднятым хвостом. По заявлениям летчика-испытателя Гусарова на скорости 70-80 км/ч «Стрела» буквально «просилась в воздух.

САМ-9 "Стрела" — оригинальный эксперимент Москалева
САМ-9 «Стрела»

Во время заводских испытаний случались и не ординарные моменты. Когда прибывшая из Москвы комиссия по летным испытаниям дала положительное заключение, известный в то время летчик-испытатель Б. Н. Кудрин наотрез отказался их проводить. Даже несмотря на то, что за его плечами были полеты на не менее необычных самолетах: парабол, бесхвосток, со стреловидными крыльями, изменяемой геометрией и т. п. Мало того, он отказался даже совершить пробежку с подлетом: «…на подобной странной машине, не имеющей, по его мнению, не только хвоста, но и крыльев. Он заявил, что согласившись ехать в Воронеж, он всего ожидал от конструктора самолета, но не этого.»

Подлеты с радостью согласился выполнить Гусаров. Первый подлет совершил летчик 7-го августа 1937 года. На глазах у комиссии самолет легко оторвался от взлетного поля. На высоте около 15 метров он начал быстро стал крениться влево. Казалось бы катастрофа неминуема. Но в следующий пилот выровнял самолет и пролетев 1200-1500 метров плавно приземлился на аэродром. Комиссия же под впечатлением первого полета решила продолжить испытания в Москве. Так сказать от греха подальше.

САМ-9 «Стрела» в Москве

В Москве за испытания взялся ЦАГИ. И конечно же с самого начала — с рулежек. При этом рулить пробовали все летчики-испытатели – Корзинщиков, Чернавский, Рыбко, Рыбушкин и даже начальник ЛИС Н. Ф. Козлов и др. На испытаниях часто присутствовали известные летчики испытатели ВВС и заводов, в том числе Громов, Алексеев, Стефановский, Чкалов и др. Но вот оторвать его от земли желающих не находилось. И опять положение решил спасти Гусаров. Он выполнил ряд подлетов, отнесясь к этому более осторожно. Этим он поставил точку в сомнениях — самолет летит, слушается управления и ни чего странного с ним не происходит.

САМ-9 при подлете
САМ-9 при подлете

Дальнейшие испытания самолета взял на себя молодой летчик-испытатель ЦАГИ Николай Степанович Рыбко. Постепенно доведя подлеты до более длительных, он заявил, что готов летать. 28 августа 1937 года был хороший летный день с небольшим ветерком со стороны Тушино. В этот день комиссия приняла решение произвести первый полет самолета «Стрела» с летчиком Н. С. Рыбко. Он к сожалению показал, что самолет не хочет набирать высоту.

В последствии выяснили особенность самолета. Ему требовался больший угол набора высоты, чем тот, к которому привыкли все пилоты. Рыбко же в первых полетах его ограничивал в пределах 7-9 градусов, тем самым прекращая набор высоты. Понимание этого привело к созданию в мастерских ЦАГИ достаточно пригодного, хотя и совсем примитивного прибора для определения угла набора высоты. В сентябре 1937 года, с установленным прибором в кабине пилота, летчик оторвал «Стрелу» от взлетной полосы.

САМ-9 "Стрела" — оригинальный эксперимент Москалева

Непривычно задрав нос самолет полез вверх. Достигнув высоты 1200-1300 метров, Рыбко перешел в горизонтальный полет. Начав совершать плавный разворот перешёл к более энергичному его завершению. Затем попробовал выполнять не сложные виражи, следуя привычному плану испытаний. На посадку летчик заходил с чувством полного удовлетворения. Так закончился первый успешный полет САМ-9.

Итоги испытаний

Испытания продолжались до августа 1938 года, когда САМ-9 «Стрела» вернули в Воронеж в ОКБ-31. По их итогам ЦАГИ дал заключение о возможности полетов на самолетах подобной схемы на дозвуковых скоростях.

ЛТХ САМ-9 "Стрела"
ЛТХ САМ-9 «Стрела»

После всех испытаний, составления акта и написания приложения к отчету ЦАГИ самолет можно сказать выполнил свою задачу. Последовавшее в конце 1938 года указание из Москвы лишний раз подтвердило это. В нем говорилось об уничтожение «Стрелы».

В ходе всех начальных испытаний создалась атмосфера резкой недоброжелательности к самолету и его конструктору. Но несмотря на это они явились довольно успешными испытаниями первого в мире самолета с треугольным крылом малого удлинения. Сам же конструктор не оставлял надежду на создание подобной боевой машины. В 1944 году его идеи отразилась в проекте РМ-1.

Источник: Москалев А. С. «Голубая спираль.»
В. В. Гагин «Авиаконструктор А. С. Москалёв.»

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *