Gotha G.V как родоначальник стратегической авиации

Gotha G.IV

Германия занимает довольно значимое место в развитии авиации. И особенно военной. С её легкой руки появилось и понятие стратегических бомбардировщиков. Тут сразу на ум приходят амбициозные планы LRM «Урал-бомбер» и «Америка-бомбер» (кстати перейдя по ссылке можно прочитать про него). Но дело не только в них. Появлению такого рода аэропланов способствовала еще Первая мировая война. А их родоначальником стала фирма «Gotha», начавшая выпускать бомбардировщики оригинальной конструкции. А самым ярким из них, как раз подходивший под концепцию стратегического, стал Gotha G.V.

Предыстория создания Gotha G.V

Первый полет машин, обозначенной как G.I (где G — Grossfluegzeug, что означает «большой самолет»), состоялся в январе 1915 года. Она стала родоначальником серии бомбардировщиков «Gotha». Это был оригинальный самолет с фюзеляжем на верхнем крыле, двумя моторами с тянущими винтами на нижнем крыле и двойным хвостовом оперении. Благодаря такой конструкции стрелки имели большие секторы обстрела. Правда, взобраться в кабину было непросто, поскольку она находилась на высоте трех метров над землей.

Бомбардировщик Gotha G.I
Бомбардировщик Gotha G.I

Уже с июля 1915 года они начали действовать на фронтах. Всего же построили 18 самолетов подобной конструкции. Но уже в конце этого года разработали новый двухмоторный самолет. Это был трехместный биплан с классическим хвостовым оперением. Фюзеляж опустили вниз, что уменьшило высоту самолета, а тянущие винты заменили толкающими. Использовались два двигателя «Мерседес D.IV» мощностью 220 л.с. Уже 25 апреля 1916 года первые самолеты покинули сборочные цеха. Вот только их выпуск ограничили 10-ю экземплярами.

Бомбардировщик Gotha G.II
Бомбардировщик Gotha G.II

G.III, отличавшийся от предшественника более мощными двигателями «Мерседес D.IVa» в 260 л.с., пошел в серию в сентябре 1916 года. Данную модификацию кроме базового предприятия «Gotha» (Go — 50 шт.) выпускали также на фирме «Люфт Феркерс ГмбХ» (LVG — 100 шт.). Кроме налетов на Англию самолеты нашли применение во Франции, Италии и Македонии.

Бомбардировщик Gotha G.III
Бомбардировщик Gotha G.III

В феврале 1917 года в серию пошел самолет G.IV, самый массовый бомбардировщик «Gotha» того времени. Его выпуск достиг 230 машин. На его истории остановимся поподробней.

Описание бомбардировщика Gotha G.IV

По своей конструкции G.IV являлся многостоечным бипланом с деревянным силовым набором и двигателями водяного охлаждения «Мерседес D.IVa» мощностью 260 л.с. Для новой мотоустановки был спроектирован капот более простой формы без верхней панели.

Схема Gotha G.IV
Схема Gotha G.IV

Каркас фюзеляжа деревянный, прямоугольного сечения, в носовой части обшит фанерой, в хвостовой — материей. В хвостовой части к шпангоутам крепился фанерный Л-образный желоб, более известный как “туннель Готы”. Его необходимость обуславливалась для обеспечения обстрела нижней задней полусферы. При этом часть пола у задней кабины снималась, что позволяло заднему стрелку вести огонь вниз.

Стрелок в задней кабине целится через отверстие в дне фюзеляжа
Стрелок в задней кабине целится через отверстие в дне фюзеляжа

В передней кабине было место бомбардира, оборудованное бомбодержателями и станком Шнайдера для пулемета «Парабеллум». Дальше находилась кабина пилота, оборудованная штурвалом наподобие автомобильного руля. Кабина стрелка находилась в средней части фюзеляжа у задней кромки крыла. Вдоль правого борта имелся узкий проход, соединяющий все кабины.

Gotha G.IV готов к вылету
Gotha G.IV готов к вылету

Крылья двухлонжеронные, деревянные, обшитые материей, одинаковые по ширине. Нижнее крыло у фюзеляжа обшито фанерой, тут экипаж мог вставать на крыло ногами. Вооружение самолета состояло из двух 7,92-мм пулеметов в передней и задней кабинах.

Gotha G.IV выпускался серией в 230 машин. Из всех выпущенных 40 предназначались для учебных частей, а 30 передали Австро-Венгрии. Именно последние применялись на Итальянском и Восточном фронтах.

Gotha G.IV
Gotha G.IV

Из истории применения:

25 мая 1917 года 23 бомбардировщика Gotha G.IV, взлетев с авиабазы на бельгийском побережье, совершили первый из восьми дневных налетов на Англию. А 13 июня, в полдень, впервые в истории на Лондон сбросили бомбы 22 бомбардировщика G.IV: пострадало 594 мирных жителя, из них 162 были убиты. В августе 1917 года “готы” бомбили также города Саутенд, Марксгейт, Рамсгейт, Дувр.

Gotha G.V над Англией

14 сентября 1916 года поступил приказ начать серийное производство самолета Gotha G.V. К тому времени его разработка уже завершилась. Первые же летные испытания этого самолета состоялись в июле 1917 года. А уже в боевые части машины начали поступать в августе.

Схема Gotha G.V
Схема Gotha G.V

По конструкции самолет полностью соответствовал предшественнику. Основным отличием стал ряд усовершенствований. В их числе улучшение оборудования и увеличении дальности полета. Для сравнения практическая дальность полета G.IV ограничивалась 500 км, тогда как у нового самолета она составляла 840 км.

Подвеска бомб на Gotha G.V
Подвеска бомб на Gotha G.V

Но инженеры на этом не остановились. В феврале 1918 года в серию пошла модификация Gotha G.Va, а в июне — G.IVb. Обе модификации отличались большей грузоподъемностью (до 800 кг бомб) и наличием пары дополнительных колес. Интересно, что именно установкой колес перед основными стойками шасси пытались уменьшить опасность капотирования при посадке во время ночных полетов. И это не случайно. Ведь к тому времени налеты на Англию совершались только ночью.

ЛТХ  Gotha G.V
ЛТХ Gotha G.V

Вместе со всеми модификациями самолетов Gotha G.V выпустили около 200 экземпляров. Хотя и прекращение их выпуска больше связано скорее с окончанием Первой мировой войны.

По окончанию налетов Германия посчитала потери. Выяснилось, что с 3 сентября 1917 по 19 мая 1918 года бомбардировщики Gotha совершили 70 ночных налетов на Великобританию. В ходе налетов было потеряно 60 машин. Но удивляет то, что всего 8 оказались сбитыми английскими истребителями. При этом 12 оказались сбитыми огнем зенитной артиллерии. Три машины пропали без вести, а одна разбилась над территорией противника из-за аварии двигателей. Больше всего потерь понесли при посадке на свой аэродром — 36 самолетов.

Итоги

Конечно, назвать эти самолеты стратегическими бомбардировщиками в нашем современном понимании довольно тяжело. Но если судить через призму прошедших лет, то по сути они ими и являлись. Только для своего времени.

Источник: Вячеслав Кондратьев «Бомбардировщики Первой мировой войны»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *