Швейцарские крылья над Альпами #1 — EKW C-36

EKW С-36

Воздушные войска Швейцарии были созданы 31 июля 1914 г. В их состав входили в основном купленные машины или построенные на своих авиастроительных предприятиях по лицензии. В 1936 году Военно-технический комитет Швейцарии поручил предприятию EKW (Eidgenossischen Konstruktion- Werkstatten) разработать многоцелевой боевой самолет. Впоследствии самолет получил обозначение EKW C-3601.

Работы над проектом EKW C-3601

Правда работы шли очень медленно и в ноябре 1937 г. проект возглавил молодой и энергичный инженер Юрг Брангер (JGrg Branger). К этому времени явная угроза большой войны в Европе заставила выделить из бюджета дополнительные средства и ускорить работы. Через год проектирование было завершено и приступили к постройке первого прототипа.

Схема С-3603-1
Схема С-3603-1

Он представлял собой двухместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с двухкилевым оперением и неубираемым шасси, закрытым обтекателями. Рули и элероны покрывало полотно. Самолет оснастили 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения Hispano- Suiza 12 Y-77 мощностью 860 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага Ratier 1607. Вооружение состояло из 20-мм пушки FM-K 38, установленной в развале цилиндров мотора, двух 7,5-мм пулеметов FI.Mg.29 в крыле и еще одного такого же на подвижной установке в кабине наблюдателя.

Опытный самолет С-3601
Опытный самолет С-3601

Первый вылет EKW C-3601 состоялся 15 мая 1939 г. Затем на протяжении трех месяцев самолет вполне благополучно проходил заводские испытания. Во время одного из испытаний в пикировании с высоты 3000 м. самолет сначала вел себя нормально, но на выходе началась сильнейшая вибрация. По вине возникшей тряски машина потеряла оба элерона. В конечном счете это и привело к аварии. Благо без жертв. Летчик-испытатель Эрнст Висс (Ernst Wyss) сумел спастись с парашютом. Но в причине возникновения вибрации тогда не разобрались.

Строительство второго прототипа и последовавший серийный заказ

Опытный самолет С-3602
Опытный самолет С-3602

Не смотря на аварию, самолет признали многообещающим. В Тюне приступили к постройке второго прототипа EKW С-3602. Помимо усиленной конструкции, он отличался более мощным двигателем Hispano-Suiza 12 Y-51 в 1000 л.с. с винтом EW-V7. В воздух самолет поднялся 30 ноября 1939 г. и до конца апреля 1940 г. благополучно прошел заводские испытания. 13 мая его передали на тесты в войсках. Последние также прошли без неприятных сюрпризов и завершились 30 мая. В частности, в одном из этих полетов удалось получить скорость 440 км/ч. Вроде бы и не выдающаяся скорость, но для самостоятельной авиационной промышленности Швейцарии это посчитали большим достижением.

Сборка самолетов С-3603 установочной серии
Сборка самолетов С-3603 установочной серии

29 июля был подписан контракт на поставку 57 самолетов, но с оговоркой: довести горизонтальную скорость полета до 470 км/ч. Для этого самолет решили оснастить убираемым шасси. Первыми его получили 10 машин установочной серии, имевшие обозначение EKW С-3603-0. Доработка оказалась удачной: максимальная скорость выросла до 476 км/ч. Кроме того, на этих машинах усилили вооружение. Вместо одного оборонительного пулемета установили «спарку», а под крылом разместили 8 узлов для подвески 400 кг авиабомб калибром от 1,5 до 200 кг.

EKW C-3603 ранних серий в войсках

Самолет С-3603 ранних серий в полете
Самолет С-3603 ранних серий в полете

Головной самолет установочной серии (№ С-401) совершил первый полет в Тюне 23 сентября 1941 г. Его оставили в распоряжении EKW. В феврале-мае 1942 г. были сданы еще 9 машин, которые передали для освоения в войска. Первые отзывы о самолете, пришедшие из частей, настораживали: летчики сообщали о возникновении вибрации на больших скоростях.

В свою очередь в Тюне к этому отнеслись со всей серьезностью и решили провести на самолете № С-401 программу специальных испытаний. 6 июня 1942 г. при разгоне на пикировании у самолета разрушилось крыло, и он разбился, а экипаж погиб. В ходе расследования специалисты пришли к выводу, что причиной катастрофы стал флаттер крыла, вызванный закругленными законцовками. Крыло модернизировали, «обрезав» законцовки. Его размах и площадь уменьшились. Этим удалось решить проблему флаттера.

Серийный самолет С-3603-1
Серийный самолет С-3603-1

Поступление самолетов С-3603 в войска началось в январе 1943г., но отсутствие учебных «спарок» привело к тому, что процесс их освоения затянулся. Во время войны в Европе экипажи С-3603, как правило, летали на патрулирование воздушных границ и перехват нарушителей. Согласно официальным данным, ни боевых успехов, ни потерь за ними не числилось. Однако в авариях и катастрофах были разбиты 11 самолетов.

Завершение вынужденной посадки одного из С-3603
Завершение вынужденной посадки одного из С-3603

Послевоенное служба EKW C-3603

После завершения войны служба самолетов EKW С-3603 продолжилась. В октябре 1945 г. два самолета переоборудовали в учебно-боевые С-3603-1Тг. На них демонтировали оборонительную установку, а в кабине наблюдателя организовали место летчика-инструктора. Остальное вооружение сохранили. Когда же боевые С-3603 сняли с вооружения, «спарки» разоружили и переоборудовали для подготовки экипажей буксировщиков воздушных мишеней. В дальнейшем некоторые машины до 1974 г. использовали в качестве летающих лабораторий.

На переднем плане ночной буксировщик воздушных целей С-3603-1 Schlepp-Leucht, на заднем — учебно-тренировочный С-3603 Тг
На переднем плане ночной буксировщик воздушных целей С-3603-1 Schlepp-Leucht, на заднем — учебно-тренировочный С-3603 Тг

Всего за период выпуска с мая 1942 г. по июнь 1944 г. на заводах компаний Eidgenossischen Flugzeugwerk (F+W), Dornier Flugzeug, Pilatus Flugzeugwerk, которые находились в городах Эммен, Альтенрайн и Штанс, построили 141 экземпляр. А уже в ноябре 1947-апреле 1948 годов из оставшегося задела собрали еще 6 самолетов. В целом EKW С-3603 служили в боевом составе ВВС Швейцарии до 1953 г. За этот период 4 самолета были потеряны в авариях и катастрофах. 2 летчика погибли.

С участием одного из самолетов подобного типа произошел и международный инцидент. Так 9 августа 1950 г. один из летчиков потерял ориентировку и привел борт № С-456 на австрийский аэродром Гольцгау в американской зоне оккупации.

С-3603 в Музее авиации в Дюбендорфе, Швейцария.
С-3603 в Музее авиации в Дюбендорфе, Швейцария.

Историческое наследие и итоги

Как минимум, два самолета (С-534 и С-537) стали экспонатами швейцарских музеев. Еще парочка попала в частные руки и находится в летном состоянии. Кроме того, в 1990 г. группа энтузиастов из Дюбендорфа решила реставрировать до летного состояния один из бортов. Так 12 апреля его доставили в Дюбендорф, где начались работы по реставрации, продолжавшиеся до 17 августа следующего года. Общие трудозатраты составили 3400 ч, но машина была восстановлена до первозданного вида С-3603. А уже 2 сентября пилот Уэли Гаузерман (Ueli Hausermann) поднял ее в воздух. С тех пор самолет периодически принимает участие в различных авиашоу.

Восстановленный до летного состояния ветеран С-3603
Восстановленный до летного состояния ветеран С-3603

Стоит отметить, что по летным характеристикам самолет уступал всем типам истребителей обеих воюющих сторон, появлявшимся в швейцарском небе. Он едва мог угнаться за бомбардировщиками. Но в то же время не следует забывать, что это был первый нелицензионный самолет собственно швейцарской разработки. Его облик во многом определили те условия, в которых оказалась Швейцария накануне Второй мировой войны. К тому же С-3603 обладал большим потенциалом для модернизации, что и обеспечило ему долгую летную жизнь. О его модернизированных версиях расскажем в следующей статье.

ЛТХ С-3603
ЛТХ С-3603

Читайте продолжение: Модификации самолетов EKW С-3603

Источник: «Авиация и Время» № 154

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *