Швейцарские крылья над Альпами #2 — модификации EKW C-36

EKW С-3605

Даже в ходе войны в EKW продолжали работать над совершенствованием своего детища. В 1944 году был разработан вариант EKW C-3604 с двигателем Saurer YS-2 взлетной мощностью 1410 л.с. и 4-лопастным винтом изменяемого шага. Кроме того, на нем усилили вооружение: крыльевые пулеметы заменили 20-мм пушками FF-K 45, бомбовую нагрузку увеличили до 600 кг.

Самолет С-3604 был вооружен двумя крыльевыми пушками
Самолет EKW С-3604 был вооружен двумя крыльевыми пушками

Первые модификации EKW C-36о4 в войсках

Прототип самолета (борт С-601) поднялся в воздух 21 августа 1944 г. В ходе испытаний он показал хорошую скорость 560 км/ч. Зимой 1944-45 годов построили еще два прототипа (С-602 и С-603). Первоначальный заказ составил 100 самолетов, но позже его сократили до 50. Однако ненадежная работа винтомоторной установки затянула доводку самолета, и установочную серию из 10 единиц (С-604-С-613) удалось выпустить только в 1947-51 годах. Продолжать производство не имело смысла, ибо С-3604 к тому времени уже устарел безнадежно.

Звено самолетов С-3604
Звено самолетов С-3604

EKW С-3604 поступили в войска в ноябре 1947 — июне 1951 годов. Здесь на них установили подкрыльевые направляющие для 75-мм НАР. Проблемы с двигателем так и не удалось решить полностью к моменту принятия машин на вооружение. По этой причине в аварии 19 сентября 1950 г. был потерян борт С-604. Еще один, С-613, разбился, находясь в распоряжении авиазавода «Пилатус». В 1948 г. борт С-606 использовали в качестве буксировщика планера N-20.1 — летающего макета первого швейцарского реактивного самолета N-20 Aiguillon. 17 февраля 1956 г. все С-3604 списали и вскоре сдали на слом.

ЛТХ С-3604
ЛТХ С-3604

EKW C-3603 в качестве буксировщика мишеней

Снятым же с вооружения самолетам EKW С-3603-1 бережливые швейцарцы нашли более достойное применение. В 1946-50 годах на предприятии компании Farner-Werke в Гренхене в буксировщики мишеней переоборудовали 20 машин. В 1953-54 годах переоборудовали еще 40 самолетов.

Буксировщик мишеней С-3603-1 Schlep
Буксировщик мишеней EKW С-3603-1 Schlep

Одну из них (борт С-447) модифицировали для обеспечения ночных стрельб. Самолет получил дополнительные баки, а под крылом, покрытым флюоресцирующим составом, установили 6 неоновых трубок. Данная подмодификация получила обозначение С-3603-1 Schlepp-Leucht.

Буксировщик мишеней С-3603-1 Schlepp-Leucht
Буксировщик мишеней С-3603-1 Schlepp-Leucht

EKW C-3603 в роли самолетов-спасателей

В 1953 г. Управление военных аэродромов переоборудовало 20 самолетов в транспортно-спасательные С-3603-1 Lastentrager. На них демонтировали стрелково-пушечное вооружение, а бомбодержатели приспособили для подвески 50-кг металлических либо 200-кг деревянных спасательных контейнеров. Их применяли для доставки в районы стихийных бедствий продовольствия, медикаментов, топлива и т.п. На подобное переоборудование побудил опыт применения С-3603 зимой 1951 г., когда большая часть Южной Швейцарии оказалась отрезана от остальной страны многочисленными лавинами. В новой роли переоборудованные самолеты прослужили до начала 1960-х годов, когда их сменили более подходившие для выполнения спасательных задач вертолеты.

Транспортно-спасательный самолет С-3603-1 Lastentrager
Транспортно-спасательный самолет С-3603-1 Lastentrager

Дальнейшая переработка буксировщиков С-3603-1 Schlep

EKW С-3603-1 Schlep в роли буксировщика использовались для обеспечения боевой подготовки швейцарских зенитчиков вплоть до начала 1960-х годов. Однако видавшие виды «Испано-Сюизы» доставляли все больше и больше хлопот. Износ двигателей увеличивался, а количество запчастей катастрофически уменьшалось. В 1962 г. приняли решение заменить эти самолеты более современными, оснащенными турбовинтовыми двигателями. Отечественная компании Eidgenossisches Flugzeugwerke (K+W), предложила оснастить С-3603 американскими двигателями Lycoming T53-L-7A мощностью 1115 л.с.

Схема С-3605
Схема EKW С-3605

Новая модификация получила обозначение С-3605. Поскольку ТВД являлся гораздо легче «Испано-Сюизы» (245 кг против 542-х), то при его установке центровка самолета резко смещалась назад. Для решения проблемы двигатель пришлось вынести далеко вперед, удлинив нос самолета на 2,7 м. Но это ухудшало путевую устойчивость, и потребовалось установить третий киль. Использование ТВД позволило сделать новую систему кондиционирования кабины. Вместе с силовой установкой полностью обновили пилотажно-навигационное оборудование, установили лебедку с гидроприводом, провели ряд более мелких улучшений.

С-3605 в полете
EKW С-3605 в полете

Первым доработку прошел борт С-502, который в обновленном виде поднялся в воздух 19 августа 1968 г. Заводские и войсковые испытания прошли достаточно быстро и успешно. Военным машина понравилась, и в декабре того же года последовал заказ еще на 23 единицы.

C-3605 на взлете
C-3605 на взлете

Буксировщики С-3605 летали до 15 июля 1987 г. и были списаны в связи с почти полной выработкой двигателями ресурса и экономической нецелесообразностью их ремонта. В период эксплуатации 23 октября 1974 г. потерпел аварию борт С-552, который в ходе ремонта переоборудовали в «спарку». После списания большинство С-3605 было сдано на хранение на авиабазу Лодрино.

С-3605 в музее ВВС Швейцарии в Дюбендорфе
С-3605 в музее ВВС Швейцарии в Дюбендорфе
Лтх С-3605
Лтх С-3605

Читайте О создании самолета EKW C-3603

Источник: «Авиация и Время» № 154

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *