Летающая лодка Saunders A.3 — британская Валькирия

A.3 Valkyrie

В скандинавской мифологии валькириями назывались прекрасные девушки-воительницы. В переводе же с древне-исландского valkyrja — обозначала «выбирающая убитых». Именно они сопровождали души убитых воинов в валгаллу на крылатых конях. Наверно с надеждой привлечь их славу, в компании S.E Saunders Ltd. решили свою новую летающую лодку Saunders A.3 назвать их именем — Valkyrie.

Начало работ над проектом Saunders A.3

Толчком для начала работ над проектом дала спецификация Министерства авиации Британии за номером 22/24. Документ предусматривал создание большой многоцелевой патрульной летающей лодки. Фирма подала заявку в октябре 1924 года и в конце концов получил контракт на строительство одного прототипа в декабре 1924 года. Он стал третьим морским самолетом создававшимся в компании.

В апреле-мае 1925 года, под пристальным наблюдением Министерства авиации, проходили испытания корпуса будущего гидроплана. Результаты оказались не слишком удовлетворительными. Выявилась тенденция к неустойчивости в моменты качки и рыскания. В связи с этим пришлось проводить определенную доводку, что привело к заметному замедлению работ по проекту.

Описание конструкции

По дизайну A.3 сильно не отличалась от других проектов Saunders. Большая трехмоторная летающая лодка-биплан «Valkyrie» была достаточно красива и создавала атмосферу целеустремленности. Деревянный корпус, принятый на вооружение, был двухреданным монококом. Его отличало лишь отсутствие переборок. Таким образом, он представлял собой почти полностью эластичную конструкцию, предназначенную для амортизации при взлете и посадке. Жесткой являлась только часть под центропланом.

Схема Saunders A.3 Valkyrie
Схема Saunders A.3 Valkyrie

У лодки отсутствовал водяной руль, а для маневрирования на воде имелись два буя. Кабина пилотов располагалась сразу за носовой турелью. В жесткой секции находились жилые помещения с койками для пяти членов экипажа.

Крылья имели равный размах и соединялись между собой деревянными межплоскостными стойками. Силовой набор плоскостей был обычным для того времени. Он состоял из деревянных лонжеронов и нервюр обшитых тканью. Исключение составлял центроплан нижнего крыла, который покрыли высокопрочной клееной фанерой, обшитой медью. Связано это было с обслуживанием двигателей.

Три двенадцатицилиндровых двигателя с водяным охлаждением мощностью 680 л. с. Rolls-Royce Condor IIIA были установлены бок о бок на V-образных стойках центральной секции между нижним и верхним крылом. При этом топливо и масло содержались в баках, установленных на корме каждого двигателя. Хотя основной запас топлива хранился в баках в корпусе. Мотоустановки имели обтекатели из дюралевого листа и оснащались двухлопастными воздушными винтами.

Saunders A.3 Valkyrie на тележке перед спуском на воду
Saunders A.3 Valkyrie на тележке перед спуском на воду

Испытания Saunders A.3

Как уже говорилось, летающая лодка Saunders A.3 Valkyrie была достаточно красива. А испытания могли показать достаточно ли в этой красоте практичности. В марте 1927 года гидроплан начал испытательную программу. Уже в начале выявились недостатки в стыках корпуса. Через них просачивалась вода и попытки усиления швов практически предотвратили течь. Хотя деревянный корпус продолжал немного впитывать воду. Именно эти нюансы давали неблагоприятные выводы тестов.

Saunders A.3 Valkyrie на тележке
Saunders A.3 Valkyrie на тележке

В дополнение признали управление на воде довольно низким, особенно на низких скоростях. А расположенный в корпусе топливный бак занимал много полезного объёма, так необходимого при дальнем патрулировании. И в министерстве предложили перенести его в крыло. Конечно в случае, если машина будет производиться серийно.

Сама же компоновка и бипланная конструкция призналась хорошей. Но без недочетов и здесь не обошлось. Уже в первом полете у А.3 выявилась вибрация хвостового оперения. Сразу после приводнения персонал смог устранить «болезнь», которую можно признать детской.

Saunders A.3 Valkyrie в полете
Saunders A.3 Valkyrie в полете

И хотя отмечали хорошую маневренность самолета такого размера, некоторые недостатки в управлении так и не смогли излечить полностью. Valkyrie постоянно кренило на левое крыло. Все попытки регулировки такелажа не смогли это исправить. В дополнение управление элеронами оказалось неоправданно тяжелым.

Показательный круиз по Скандинавии

К августу, после возвращения на предприятие, смогли побороть левый крен путем радикального изменения такелажа. А для полной картины, решили устроить турне по столицам скандинавских стран. Оно стартовало 12 августа. Причем совместно с самолетами конкурентов — Blackburn Iris, Short Singapore и Supermarine Southampton.

ЛТХ Saunders A.3 Valkyrie
ЛТХ Saunders A.3 Valkyrie

Понятно, что целью круиза стало сравнение прочности деревянного корпус с металлическим. И здесь в явном проигрыше остался корпус Saunders A.3. За все время путешествия его корпус пропускал внутрь довольно много воды. К 28 сентября Valkyrie вернулась на свою базу, лишь единожды задержавшись в Копенгагене из-за поломки двигателя.

И все же именно это турне поставило крест на судьбе А.3. Министерство благоволило металлическим корпусам на летающих лодках. Такие корпуса не гниют и не впитывают воду, как деревянные. А значит не становятся тяжелее. Хотя и присутствовал недостаток в виде коррозии, с ним можно было бороться путем обработок. Да и крепче он деревянного.

У Valkyrie был шанс на дальнейшую жизнь. Рассматривали замену деревянного корпуса на металлический. Но ввиду того, что требовалось слишком много работы не только с корпусом, но и с улучшением летных характеристик программу приостановили. Сама же летающая лодка потерпела аварию в 1929 году, после чего пошла на слом.

Источник: Peter London. Saunders and Saro Aircraft Since 1917

Text.ru - 100.00%

Летающая лодка Saunders A.3 — британская Валькирия

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *