PZL.12(PZL.H) — двухместный гидроплан-амфибия из Польши

PZL.12 (PZL.H)

В 20-30 годах прошлого столетия в развитие авиация большую лепту вносили энтузиасты. Даже раньше, в 1911 году, увлеченный самолетами Стеглау (профессиональный водопроводчик) создаёт первый в мире аэроплан с фанерной обшивкой. Этому свидетельствуют и работы Шаврова. Особенно первый самолет-амфибия Ш-1, собранный в квартире. Да и становление авиаконструкторов Поликарпова и Яковлева начиналось на их энтузиазме. Зигмунд Пулавский из польской авиастроительной компании PZL являлся одним из таких конструкторов-энтузиастов. А его детищем стала легкая летающая лодка-амфибия PZL.12 или PZL.H.

Работа над проектом PZL.12 и его описание

Схема PZL.12
Схема PZL.12

В 1929-30 годах, в свободное от работы время, инженер Пулавский спроектировал интересную двухместную легкую летающую лодку. Но так как официальной поддержки для её строительства он не смог получить, то решил построить ее туристический самолет-амфибию для собственного использования.

По конструкции PZL. 12 представлял собой легкий двухместный консольный амфибийный моноплан летающую лодку. Крыло являлось деревянным, обтянутое тканью. Его основой служил коробчатый лонжерон из сосны. В дополнение имелся вспомогательный диагональный лонжерон, несущий элероны. При этом передняя кромка выполнялась из фанеры. Крыло устанавливалось прямо на корпус лодки. Хвостовое оперение являлось аналогично конструкции крыла.

Корпус представлял собой однореданную дюралевую лодку с гладким покрытием. Все стыки, вместе с головками заклепок заделывались смолой. Открытая кабина имела лобовое остекление и была оснащена двойным управлением. Шасси выполнялось съемным и состояло из двух амортизирующих стоек и двух стальных трубчатых тяг, шарнирно прикрепленных к бортам корпуса. Верхние концы стоек втягивались внутрь крыла, поднимая колеса над водой.

Силовой установкой служил четырехцилиндровый рядный двигателем de Havilland Gipsy III с воздушным охлаждением. Его мощность составляла 120 л.с. Место для его установки определили в гондоле над крылом. При этом топливный бак расположили в крыло. Мотор приводил в движение толкающий воздушный винт.

Строительство летающей лодки

Руководство PZL все же пошло на встречу Пулавскому и разрешило использовать помещения мастерской для строительства самолета. К середине 30-х годов началось строительство. Работы выполнялись в основном после основных трудовых часов. В большей части это были добровольцы под наблюдением инженера. В ноябре 1930 года закончили сборку корпуса, который проверили на герметичность в небольшое озеро неподалеку. Сам же самолет-амфибию завершили в январе 1931 года.

Летающая лодка PZL. 12. Начало 1931 г
Летающая лодка PZL. 12. Начало 1931 г

Пока шло строительство, компании PZL 11 сентября 1930 года предложили участвовать в тендере на гидросамолеты для польского военно-морского флота. Руководство фирмы долго не думала и в ответ предлагает не только гидропланы своего производства, но и амфибию Пулавского. При чем предлагалась с увеличенным размахом крыла и открытыми или закрытыми кабинами в качестве учебного самолета. Этому способствовало двойное управление. Рассматривали и вариант разведывательно-связной машины. Польские военно-морские силы в свою очередь проявили некоторый интерес только к амфибии. Тогда-то, в последние недели 1930 года, машина и получила официальное обозначение PZL. 12.

Испытания PZL. 12


Опытный образец, правда без крыльевых поплавков, начал летные испытания в феврале 1931 года с заводского аэродрома в Моколове с Зигмундом Пулавским за штурвалом. 21 марта 1931 года самолет подготовили к шестому вылету. Все не задалось с самого начала. Уже в момент выкатывания PZL.12 застрял близь ангара. С большими усилиями его освободили из грязевого плена, и Пулавский поднял самолет в воздух. В тот момент ни кто и не предполагал, что это последний полет.

ЛТХ PZL.12
ЛТХ PZL.12

Взлет прошёл удачно, но на высоте около 150 метров, машина, по мнению очевидцев, словно перестала реагировать на управление. Она клюнула носом и на всей скорости рухнула на улице Слупецкой. Шанс выжить в груде обломков для Пулавского оказался ничтожен. Некоторые свидетели объясняли крушение неопытностью пилота. Отчасти они были правы. Летчик совершал поворот при малой скорости, и не обратил внимание на порывистый ветер.

PZL.12
PZL.12


Смерть Зигмунда Пулавского в возрасте 29 лет стала неисчислимой потерей для польской авиационной промышленности. Его талант как конструктора, только начинали признавать на родине. К тому же, эта трагедия окончательно определила судьбу PZL. 12. Без вдохновителя, которым стал Пуловский, дальнейшие работы по этому типу самолета уже не велось.

PZL.12(PZL.H) — двухместный гидроплан-амфибия из Польши

Источник: Andrzej Glass «Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939»

Читайте про истребитель PZL P-24

Text.ru - 100.00%
PZL.12(PZL.H) — двухместный гидроплан-амфибия из Польши

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *