Curtis XP-55 — с мечтою о высоте

ХР-55

Его проектировали как достойного противника для немецкой истребительной авиации, но разработка так затянулась, что реактивные самолеты появились, раньше чем он закончил испытательные полёты. Итак встречайте, наш герой: CW 24В — Кертисс-Райт Модель 24В или более известный как XP-55.

Он так и остался - Набирающим высоту

Предыстория возникновения проекта

18 декабря 1939-го авиастроительные фирмы США ознакомели с техническими условиями конкурса на создание сверхсовременного истребителя-перехватчика. При этом ВВС требовали совместить и пушечное, и пулеметное вооружение: скорость и вираж, для противостояния в боях с Fw. 190. Для выполнения пожеланий конструкторам пришлось использовать самые нестандартные компоновочные и конструктивные решения.

Из 13-ти фирм участвовавших в конкурсе, 9 предложили вариант самолета с толкающим винтом. И три победивших 15 мая 1940 г. были из их числа девяти. Это фирмы: Валти Эйкрафт, Кертисс-Райт Корпорейшн и Нортроп Эйркрафт. Решение о строительстве всех трех самолетов приняли 31 мая 1940 года. А уже 22 июня фирмы получили задание на более детальную проработку своих проектов.

Строительство и испытания опытного самолета

Он так и остался - Набирающим высоту

За проектирование нового истребителя на фирме Curtis отвечал Е. М. Флеш. По контракту предусматривалось построить цельнометаллическую модель в масштабе 1:4 для испытаний в аэродинамической трубе. Но после 600 опытов, результаты были неудовлетворительными. Проект был на гране срыва. Тогда руководство приняло решение построить полную летающую модель на свой страх и риск. Конструкция модели была максимально упрощена, что позволяло быстро вносить изменения. А уже в ноябре 1941 г. ВВС выдали фирме «добро» на испытания этой машины.

 CW 24В на испытаниях
CW 24В на испытаниях

С 23 декабря 1941-го по май 1942-го совершено 169 испытательных полетов, в ходе которых получили большое количество данных, доказывающих надежность выбранной схемы. По результатам полетов сделали небольшие изменения конструкции, такие как небольшие кили на концах крыла. 10 июня 1942 года фирма получила контракт на изготовление трёх прототипов. И вот только теперь новый истребитель получил обозначение ХР-55, а также имя «Асендер» (набирающий высоту).

Испытания прототипов XP-55

На самолете был установлен двигатель Аллисон V-1710-95 взлетной мощностью 1275 л.с. Воздухозаборник над двигателем и радиатор под ним образовывали вертикальное оперение. Двигатель находился за кабиной пилота, и возникал вопрос безопасного покидания пилотом машины в случае аварии. Его решили кардинально: трёхлопастной винт в случае необходимости просто сбрасывался. Первый прототип поднялся в воздух 13 июля 1943 года. Пока правда без вооружения. Все шло хорошо, но 15 ноября 1943 самолет потерпел катастрофу. При плановых испытаниях самолета на сваливание, заглох мотор и машина попала в перевернутый плоский штопор. Пилот смог покинуть кабину, а первый «Асендер» разбился.

Разбившийся "Асендер"
Разбившийся «Асендер»

На втором прототип внести какие то кардинальные изменения не получилось из-за его высокой степени готовности. В воздух он поднялся 9 января 1944 г. Его испытательные полеты велись с некоторыми ограничениями по режимам. В частности ввели запрет входить в штопор на высоте ниже 6000 метров.
Лишь в третьем ХР-55 был увеличен размах крыла, а также увеличены углы отклонения рулей высоты. Кроме того на него установили вооружение: четыре 12,7-мм пулеметов Кольт Браунинг М2 с боезапасом 500 выстрелов на ствол, вместо проектных 2-ух 20-мм пушек Испано-Сюиза HS.404 и 2-ух 12,7-мм пулеметов. К тому времени ВВС США отказались от Испано-Сюизы HS.404.

ХР-55 при посадке
ХР-55 при посадке

Итоги испытаний XP-55

Истребитель поднялся в воздух 25 апреля 1944 г. ВВС довольно высоко оценили летные данные «Асендера». Но нареканий было больше. Большая дистанция разбега при взлете, высокая скорость сваливания, недостаточная устойчивость, плохое охлаждение мотора Аллисон и его недостаточная мощность. В декабре 1944 года, после испытания вооружения, программа была закрыта.

Окончательную черту на данном проекте поставила катастрофа произошедшая 27 мая 1945 г. во время авиашоу. Третий прототип ХР-55 разбился при выполнении манёвра «медленная бочка». Пилот при этом получил смертельные ранения. Второй прототип находится в Национальном музее авиации и космонавтики США в Вашингтоне.

ХР-55 в Национальном музее авиации и космонавтики США в Вашингтоне
ХР-55 в Национальном музее авиации и космонавтики США в Вашингтоне

Источник: Peter M. Bowers «Curtiss Aircraft 1907-47»

Curtis XP-55 — с мечтою о высоте

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *