АИР — первый самолет Яковлева

АИР биплан Яковлева

Это был не первый опыт конструирования летательного аппарата молодого помощника моториста учебно-летного отряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Уже были построены два планера, и последний — АВФ-20 даже был премирован. Но здесь он замахнулся на легкий спортивный самолет — на то время называемый авиетка.

Строительство и испытания АИР

Несмотря на двадцатилетний возраст Александр Яковлев получил поддержку со стороны командования академии. Ему и его помощникам — механикам сто­личного аэродрома и рабочим соседнего завода — разрешили стро­ить самолет в большом зале лабораторного корпуса. Средства, необходимые на его постройку, собрали московские пионеры.

 Схема биплана АИР-1
Схема биплана АИР-1

Самолет представлял собой двухместный одностоечный биплан с двигателем «Циррус» в 60 л.с. Конструкция деревянная с полотном, носовая часть фюзеляжа и гаргрот обшиты фанерой. На её строительство ушло почти 8 месяцев. К 1 мая 1927 года самолет был готов и его перевезли на аэродром.

 АИР 1 на летном поле
АИР 1 на летном поле

Первый полет состоялся 12 мая. В кабине пилота находился Пиантковский. После нескольких пробежек самолет поднялся в воздух. После двухнедельных испытаний летчик вынес вердикт — самолет был устойчив, прост в управлении.

Рекорды и эксплуатация авиетки

  Самолет АИР-1 на маршруте Севастополь — Москва. 12 июля 1927 г.
Самолет АИР-1 на маршруте Севастополь — Москва. 12 июля 1927 г.

12 июля летчик Пионтковский и Яковлев в качестве пассажира совершают перелет из Москвы в Севастополь с посадкой в Харькове. Обратно Пионтковский полетел один. Вместо пассажира во второй кабине был установлен заготовленный еще в Москве дополнительный бак для бензина, который обеспечил ему беспосадочный полет Севастополь — Москва за 15 часов 30 минут. Благодаря этому в одном полете установили сразу два рекорда по классу легких самолетов — дальности и продолжительности беспо­садочного полета.

Первый самолет Яковлева, но почему АИР?

Еще до совершения перелёта самолет получил бортовой номер RR-AIR. В этом номере есть какой-то скрытый намек на название целой серии машин Яковлева. Но аббревиатура АИР в названии связана с человеком оказавшим поддержку молодого конструктора. Им был председатель Авиахима А. И. Рыков — председатель Совнаркома СССР. По другим источникам Александр Сергеевич являлся ему зятем, что весьма спорно. Когда Рыков в 1937 году был арестован, Яковлев в компетентных органах заявил: AIR c английского переводится как воздух.

  А.С.Яковлев у самолета АИР-1 на лыжном шасси. Зима 1927 г.
А.С.Яковлев у самолета АИР-1 на лыжном шасси. Зима 1927 г.

Испытания и дальний перелет показали, что само­лет обладает хорошими эксплуатационными качества­ми. Этот вывод был подтвержден осенью того же года. Во время маневров в Одесском военном округе АИР-1 использовался для связи штаба с воинскими частями.

 АИР-1 в экспозиции Музея ОКБ им. А.С. Яковлева.
АИР-1 в экспозиции Музея ОКБ им. А.С. Яковлева.

Главным достижением А. С. Яковлева после создания самолета стало зачис­ление его слушателем Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

Первый самолет Яковлева, но почему АИР?

Читайте о следующей работе Яковлева АИР-2 «Пионер»

Источник: Яковлев А. С. «Цель жизни»

АИР — первый самолет Яковлева

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *