Биплан-амфибия Saunders Kittiwake от SARO

Saunders Kittiwake

Историю авиастроительной компании Saunders-Roe можно отследить с 1830-х годов. Тогда она являлась небольшим семейным предприятием, связанным со строительством плотин и шлюзов на реке Темзе. Позже основным занятием фирмы стало судостроение, а серия построенных высокоскоростных паровых катеров принесли владельцу прекрасную репутацию. С началом Первой мировой войны компания теряет большую часть контрактов. Для компенсации потерь руководство обращает взоры на авиацию и пробует силы в авиастроении. После не долгих поисков направления деятельности Saunders-Roe занимает нишу морского авиастроения, и в частности летающие лодки-амфибии. Именно в этой роли она получает большую известность. Ну а первой работой в этой области становится биплан-амфибия Saunders Kittiwake.

Работа над проектом

За основную разработку нового проекта отвечал Хайд Бидл, поступивший в фирму как авиаконструктор. Ему помогали Г. У. Грейвенелл и Сидни Портер, которые
также отвечали за проектирование корпусов лодок. Практически 6000 чертежей были готовы по истечении шести недель с начала разработок. А точнее летом 1920 года.

Схема Saunders Kittiwake
Схема Saunders Kittiwake

В итоге получился интересный самолет, хотя и немного уродлив. За то с несколькими оригинальными особенностями. Трехпалубный корпус имел приподнятые кабину для экипажа и пассажирский салон. Нижняя часть корпуса, непосредственно лодка, представлял собой деревянную двухреданную конструкцию, с неглубоким V-образным дном и наклонными бортами.

Крылья бипланной схемы с высоким удлинением также включали в себя некоторые новые функции. Так механизм управления закрылками, при выпуске последних, вызвал изменение передней и задней кромок крыльев. Такое применение искривления крыла приводила к появлению дополнительной подъемной силы. В свою очередь это способствовало компенсации довольно высокой нагрузки. Стоит отметить, что амфибия весила 6200 фунтов (2812 кг), в то время как силовая установка состояла из двух моторов ABC Wasp Mk II мощностью по 220 л.с. каждый. С такой конфигурацией летающая лодка обладала максимальной скоростью в 193 км/ч, а скорость сваливания ровнялась 64 км/ч.

Saunders Kittiwake в ангаре
Saunders Kittiwake в ангаре

Испытания Saunders Kittiwake

Ввиду применения нововведений постройка Saunders Kittiwake несколько задержалась. В свою очередь это привело к опозданию первенца на конкурс в Министерстве авиации состоявшийся в августе-начале сентября. Хотя по мнению многих самолет был весьма конкурентоспособен.

Но как бы то ни было, лишь 2 сентября 1920 года «Kittiwake» приступает к мореходным испытаниям. Норман Макмиллан, являвшийся тест-пилотом, уже в первый день хотел поднять гидроплан в воздух. Однако из-за выявленных недостатков с неполным убиранием шасси сделать это не удалось.

Saunders Kittiwake на плаву
Saunders Kittiwake на плаву

Уже на берегу неисправность устранили. Оказалось, что отсутствует стопорный штифт в механизме втягивания. Наконец-то, 19 сентября летающая лодка совершает первый полет. Только и здесь не обходится без неприятностей. Если взлет проходит на «ура», то на высоте 180 метров с правой стороны вырывает часть предкрылка нижнего крыла. Самолет начало разворачивать вправо, но в этот момент по аналогии срывает предкрылок с левой консоли крыла. Пилот, во избежание более тяжелых повреждений, пошёл на приводнение. При встрече с поверхностью скорость все ещё была высокой. Однако корпус выдержал. Вот только небольшой риф, скрытый водой, сумел пробить корпус. В то же время попавшая внутрь вода поспособствовала быстрой остановке «Kittiwake«.

Последствия первого полета.
Последствия первого полета. «Kittiwake» затоплен по нижнее крыло.

Но не так страшен черт, как его малюют. Повреждения оказались не критическими. Корпус отремонтировали, а механизацию предкрылков усилили. И уже 27 сентября испытания продолжили. Вот только в этот раз подвели двигатели. Их мощности просто не хватало.

Для решения проблемы решили убрать распорки между корпусом и нижним крылом. Посчитали, что это позволит уменьшить сопротивление воды. Но попытки взлететь, предпринятые 28 и 30 сентября опять закончились неудачей. За то при более тщательном осмотре двигателей выяснилось, что один являлся предсерийным, а второй с фиксированным до 1500 количеством оборотов. Остается только удивляться, как амфибия взлетела в первый раз.

Первый блин — комом

Дальнейшие испытания задержались на 6 месяцев. За это время внесли изменения в шасси и закрылки. В марте 1921 года «Kittiwake» вновь поднимается в воздух. И все же чувствуется недостаточная мощность силовой установки. А оригинальность искривленного профиля крыла не компенсировала недостаток лошадиных сил двигателей.

ЛТХ "Kittiwake"
ЛТХ «Kittiwake«

В то же время, низкое соотношение мощности и веса было лишь одной из проблем. Уж слишком экспериментальным являлся первый самолет фирмы Saunders. Глава фирмы показал себя довольно самоуверенным, решив построить такой самолет в качестве первенца. У заказчиков интереса он не вызвал. А в начале лета амфибия вообще потерпела крушение. Причём повреждения в этот раз оказались критическими. Уже в июле 1921 года «Kittiwake» сдали на слом. Так закончилась история первого, но далеко не последнего гидроплана фирмы Saunders-Roe.

Источник: K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910

Text.ru - 100.00%
Биплан-амфибия Saunders Kittiwake от SARO

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *