PZL Р-37 «Łoś» — средний бомбардировщик Польши

PZL Р-37 «Łoś»

В начале 30-х годов польская бомбардировочная авиация использовала устаревшие самолеты Fokker F-VIIB / 3m — военный вариант пассажирского. Необходимость модернизации летного состава Государственных ВВС признавало их руководство и в 1934 году PZL (Panstwowe Zaklady Lotnicze — Национальное авиационное предприятие) выдаётся задание на подготовку проекта современного бомбардировщика. Руководитель группы конструкторов, Иржи Добровский, представил концепцию скоростного двухдвигательного среднего бомбардировщика.

Описание и строительство PZL Р-37 «Łoś»

PZL Р-37
Проекция PZL Р-37

Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Фюзеляж типа полумонокок состоял из набора шпангоутов, Z-образных стрингеров и дюралевой обшивки. Крыло имело довольно сложную механизацию из автоматических предкрылков и закрылков. Хвостовое оперение однокилевое. В качестве силовой установки выбрали 9-цилиндровую «звезду» Bristol Pegasus ХIIВ мощностью 875 л. с.

Оборонительное вооружение состояло из трех пулеметов Vickers F или польского KM Wz 37 7,7 мм., на подвижных креплениях в носовой, верхней и нижней фюзеляжных турелях, причем последние два пулемета прикрывавшие заднюю полусферу могли убраться, когда не используются. Максимальная бомбовая нагрузка, размещаемая внутри фюзеляжа, составляла 2,580 кг., но в состоянии перегрузки четыре лишних бомбы могли подвешиваться снаружи центроплана, увеличив максимальную нагрузку до 3,020 кг.

Прототип P-37/1
Прототип P-37/1

В апреле 1935 года департамент аэронавтики закупил прототип нового самолета, которому было присвоено заводское обозначение Р-37. Готовый прототип (P-37/1) облетали 13 декабря 1936 г., и несмотря на обнаружение нескольких дефектов, считался удачной конструкцией.

Шасси P-37 / II и схема его работы
Шасси P-37 / II и схема его работы

Тем временем началось строительство второго прототипа (P-37 / II), отличавшегося новым двухкилевым оперением и переработанной кабиной пилота и радиста. Ещё одним отличием являлось шасси с двойными колесами, шарнирно соединенные с гидроамортизатором. Позже такую схему приняли во всем мире. Двигатели также заменили на более мощные Bristol Pegasus XX 925 л.с. Второй прототип стал моделью второй серии заказанных машин для польской бомбардировочной авиации получившей обозначение Р-37В.

Испытания PZL Р-37 «Łoś»

Впервые P-37 / II вылетел осенью 1936 года, и испытания показали, что изменения достигли своей цели. Между тем, предварительный контракт на производство 10 бомбардировщиков P-37A с двигателями Pegasus XIIB был принят на заводе. В то же время новый самолет был официально назван «Łoś» (Лось). Этот заказ вскоре пересмотрели, чтобы включить дополнительный (третий) прототип, P-37 / III. Он в свою очередь являлся моделью для предлагаемых экспортных версий, P-37C и P-37D. За одно, количество строящихся самолетов увеличели еще на 20 экземпляров.

P-37A bis в полете
P-37A bis в полете

Серийное строительство

Дополнительные 20 изготовленных машин (P-37A bis) уже получили двойное вертикальное хвостовое оперение. Новый самолет впервые представили за пределами Польши на международной авиационной выставке в Белграде (май-июнь 1938 года). Позже выставлялся и на авиасалоне в Париже (декабрь 1938 года), где он оказался признан одним из лучших.

Демонстрационный самолет "Р-37 Аbis" в парижском салоне "Аэронавтик" 1938 года.
Демонстрационный самолет «Р-37 Аbis» в парижском салоне «Аэронавтик» 1938 года.

В 1937 году предварительные заказы польского правительства были увеличены до 180 самолетов. Необходимость этого требовала программа расширения ВВС Польши. За первыми 30 бомбардировщиками серии A / Abis должны были последовать 150 P.Z.L. P-37B с двигателем Pegasus XX. При этом 50 должны покинуть завод к 31 декабря 1938 года, а следующие 44 (или 124 в целом) — 31 марта 1939 года.

ЛТХ P.Z.L. P-37B
ЛТХ P.Z.L. P-37B

Но планы рабочие опередили. Уже в августе 1938 года завершили первые «Łoś » P-37B из заказанных 50. В начале следующего 1939 года начато строительство второй серии, насчитывающей 45 слегка модифицированных машин.

Бомбардировщик PZL Р-37В ВВС Польши
Бомбардировщик PZL Р-37В ВВС Польши

На равне с этим шли переговоры по экспортным заказам на 1939 год. Предложение включало две версии, P-37C, с 970 л.с. Гном-Рона 14N07s и максимальной скоростью 460 км/ч. на 4 000 метров, и P-37D, с 1030/1050 л.с. Гном-Рона 14N20 / 21s и максимальной скоростью 490 км / ч. на 5,100 м. Летом 1939 года Югославия заказала 20 бомбардировщиков P-37C, а Болгария — 15. Румыния купила 30 P-37D.. Турция приобрела 10 P-37D, а также сырье и полуфабрикаты для дополнительных 25 и лицензию на производство.

Р-37С Июль 1938 г.
Р-37С Июль 1938 г.

Но с программой экспортных поставок покончили, как только части вермахта перешли польскую границу 1 сентября 1939 г., начав Вторую мировую войну. Общий выпуск «сохатых» завершили тиражом в 124 экземпляра, из которых последние 32 машины покинули цеха уже накануне войны .

Боевое применение Р-37

Эскадрилья из "Лосей" перед вылетом
Эскадрилья из «Лосей» перед вылетом

Первый боевой вылет «Лоси» совершили 4 сентября. Тогда все 17 исправных бомбардировщиков вылетели для поражения немецкой бронетехники. При этом каждый нес на борту 1200 кг. бомб. Несмотря на сильную противовоздушную оборону, XVI танковому корпусу противника в тот день пилоты смогли нанести сокрушительный урон. Правда дорогой ценой. Восемь польских бомбардировщиков (из них пять уничтожили истребители Bf-109) и пять экипажей оказались потеряны.

Р-37В Рисунок
Р-37В Рисунок

В последующие дни бомбардировщики продолжали концентрированную бомбардировку немецких сил. Главным образом действия проходили в районе Радомско-Пётркув на центральном фронте и в районе Пултуск на севере. Но из-за больших потерь и нехватки снабжения бомбардировщики не смогли сдержать наступление противника. Боевые вылеты осуществлялись до 16 сентября. Вот только из-за небольшого числа задействованных бомбардировщиков они не имели большого значения. На следующий день бомбардировочная бригада получила приказ приказано уйти в Румынию.

PZL Р-37 «Łoś » - лучший средний бомбардировщик Польши второй мировой войны.

В ходе сентябрьской кампании более 100 вылетов совершили самолеты P-37. И это не считая 30 разведывательных миссий. Они сбросили в общей сложности около 150 000 кг. бомб. Кроме этого им приписывают шесть сбитых Bf-109. Но в то же время оказалось потеряно 26 самолетов. Из оставшихся только девятнадцать бомбардировщиков достигли Румынии, где они позже вошли в строй румынских ВВС. Три бомбардировщика «Лось» по ошибке приземлились в России. В октябре 1939 года один из P-37, захваченный немцами, и после капитального ремонта на заводе Brandenburgische Werkе его доставили в один из испытательных центров Люфтваффе.

PZL Р-37 «Łoś » - лучший средний бомбардировщик Польши второй мировой войны.

«Лось» в Люфтваффе

PZL Р-37 «Łoś» в составе ВВС Румынии

Бывшие польские PZL Р-37 «Łoś в Румынии сформировали три бомбардировочных эскадрильи. Вместе с румынскими бомбардировщиками, они вошли в состав немецкого воздушного флота Luftflotte 4. Позже именно он сыграл важную роль в захвате Бессарабии и румынском наступлении на Украину летом и осенью 1941. Некоторые из P-37 пережили войну, и румынское правительство предложило вернуть их в Польшу. Но польские власти проявили полное равнодушие, и P-37 так и остались в Румынии. По крайней мере, один «Лось» все еще летал в румынских ВВС в середине 1950-х годов, выступая в качестве буксировщика мишени.

P-37 в Румынии
P-37 в Румынии

На сегодняшний день сохранившихся Р-37 «Лось» нет. Нелетающая модель PZL Р-37 «Лось» собрали на заводе PZL Mielec и представили общественности в сентябре 2012 года.

Реплика PZL Р-37 "Лось"
Реплика PZL Р-37 «Лось»

Читайте продолжение: «Сохатый» из Польши в НИИ ВВС СССР.

А так же о попытке создание на его базе ударного истребителя PZL Р-38 «Wilk»

Если кого-то заинтересует изготовление масштабной бумажной модели «Pzl P-37 Los«, то выкройки и инструкции можно скачать здесь.

Источник: Aircraft Profile №258 «Pzl P-37 Los»

PZL Р-37 "Łoś" — средний бомбардировщик Польши

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

PZL Р-37 «Łoś» — средний бомбардировщик Польши: 3 комментария

  1. Потенциальные заказчики впервые могли ознакомиться с самолётом на Белградском авиасалоне в мае 1938 года. В Югославию прилетел самолёт Р.37 Los А bis с кодом SP-BNC, на котором установили двигатели Pegasus XX. Авиационные специалисты осматривали скоростную машину дольше всего. Через полгода самолёт прибыл на авиасалон в Париже и уже получил опознавательные знаки ВВС Польши. Вскоре в Польшу стали поступать заказы. Первым официальным экспортером бомбардировщика предполагалась республиканская Испания. Правительство страны заказало 50 машин Р.37 Los С, собираясь расплатиться через британские банки. Но контракт расторгли после введения с началом гражданской войны международного эмбарго на поставку в страну любого вооружения.

  2. Производство Р.37 Los на своих авиационных заводах пожелали развернуть Бельгия, Дания, Эстония и Финляндия. Именно это решение устраивало польскую сторону, так как мощность завода в Варшаве не позволяла обеспечить всех желающих покупателей самолётами. Это предприятие собирались перенацелить на выпуск истребителя Р.50 «Ястреб» ( польск. PZL.50 Jastrzab ) и лёгкого бомбардировщика Р.45, но ни те, ни другие самолёты не были выпущены. Сборку «Лосей» планировалось передать на завод в Мелеце. Утром 1 сентября 1939 года части вермахта перешли польскую границу, начав Вторую мировую войну. Соответственно с программой экспортных поставок было покончено. К тому моменту польские самолёты не были полностью готовы: всего 90 машин находились в полной готовности. Большинство «Лосей» было уничтожено после бомбардировок заводов в Варшаве и Мелеце. Немногие из самолётов уцелели после оккупации Польши, так как большинство было уничтожено из-за неверной системы командования, которая не предупреждала авиачасти о надвигающейся опасности.

  3. Производство Р.37 Los на своих авиационных заводах пожелали развернуть Бельгия, Дания, Эстония и Финляндия. Именно это решение устраивало польскую сторону, так как мощность завода в Варшаве не позволяла обеспечить всех желающих покупателей самолётами. Это предприятие собирались перенацелить на выпуск истребителя Р.50 «Ястреб» ( польск. PZL.50 Jastrzab ) и лёгкого бомбардировщика Р.45, но ни те, ни другие самолёты не были выпущены. Сборку «Лосей» планировалось передать на завод в Мелеце. Утром 1 сентября 1939 года части вермахта перешли польскую границу, начав Вторую мировую войну. Соответственно с программой экспортных поставок было покончено. К тому моменту польские самолёты не были полностью готовы: всего 90 машин находились в полной готовности. Большинство «Лосей» было уничтожено после бомбардировок заводов в Варшаве и Мелеце. Немногие из самолётов уцелели после оккупации Польши, так как большинство было уничтожено из-за неверной системы командования, которая не предупреждала авиачасти о надвигающейся опасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *