D.K.D.10 Aeromobil — первый польский аэрокар

D.K.D.10

Когда речь заходит о начале развития авиации, то чаще всего можно услышать про немецкие бипланы Fokker или французские истребители Nieuport периода Первой мировой войны. Чуть меньшей популярностью отмечены работы конструкторов Британии и Италии. Но все равно они на слуху.

А вот следующее место в рейтинге стран стоящих у истоков авиации по праву должно принадлежать Польше. Ведь именно в Польше на рубеже 19-20 веков появляется много увлеченных полетами конструкторов. И пусть их первыми работами являлись планера, позже они создали много интересных проектов. К сожалению вся известность о польском авиастроении заключается в изделиях фирм Lublin‎, RWD‎ и самой известной PZL‎. Причем у последней больше военных самолетов включая истребитель PZL P-24 и бомбардировщик Р-37 «Łoś». Постараемся это исправить и в серии статей познакомить с малоизвестными работами конструкторов Польши.

Ну а чтобы ещё больше вызвать у Вас интерес к польским разработкам начну с одного из интересных проектов. К тому же он имеет некоторую актуальность и в наши дни. Но для начала 30-х годов прошлого столетия 0н был действительно уникальной работой, хоть и являлась любительской.

Рождение проекта D.K.D.10 Aeromobil

D.K.D.10 задумывался как транспортабельный по шоссе самолет (aerocar). Машина, предназначалась для военного или гражданского использования в качестве санитарного, связного или туристического самолета. После складывания крыльев он мог передвигаться по земле, а после отсоединения крыльев и хвоста — мог служить автомобилем. Для движения по земле аэромобиль должен использовать отдельный двигатель.

Копия чертежа аэромобиля D.K.D.10
Копия чертежа аэромобиля D.K.D.10

Первоначальное предложение рассмотрели в 1930 году и в целом одобрили в вышестоящих инстанциях, но из-за отсутствия средств конструкторы начали детальную работу над проектом только в 1933 году. Именно в это время к Станиславу Дзиаловскому, стоявшему у истоков проекта, присоединяется Тадеуш Тирала. Он помогает в разработке конструкции с целью её аэродинамических улучшений.

Большое участие в осуществлении проекта принял друг Дзиаловского, унтер-офицер Адам Дроздовский. Он кинул кличь о сборе средств среди коллег. Весть об этом в конечном итоге распространилась среди военнослужащих Краковской и других областей. И как видно встретила хороший отклик. Деньги начали поступать, и в 1933 году создали Комитет по строительству аэромобиля с майором Зеноном Романовским, командиром парка 2-го авиационного полка, в качестве председателя. Объявили и необходимую сумму в 64 000 злотых (около 2,6701 фунта стерлингов. К сожалению, эта акция не была ни одобрена, ни проведена по надлежащим служебным каналам. Ввиду этого в апреле 1935 года, после того как собрали более 38 000 злотых, военные власти прекратили дальнейший сбор средств в войсках. В дополнение приказали провести официальное расследование и техническое переосвидетельствование проекта D.K.D.10 Aeromobil.

Копия чертежа планера аэромобиля D.K.D.10
Копия чертежа планера аэромобиля D.K.D.10

Описание конструкции D.K.D.10 Aeromobil

D.K.D.10 Aeromobil являлся двухместным (или трехместным) экспериментальным самолетом смешанной конструкции, с верхним расположением крыла. Ферменный корпус сваривался из стальных труб, и покрывался полотном. Передняя часть фюзеляжа вмещает кабину с двумя местами рядом друг с другом (в другой версии предусмотрено третье место или место на носилки), двигатель и топливные баки.

Кабина обшивалась жестью и имела трехколесные шасси. При этом спереди два рулевых колеса, с амортизацией и резиновыми шинами, а сзади одно ведущее колесо с приводом через коробку передач. Все колеса размером 650 x 120 мм имели тормозами. Передние колеса для взлета и посадки, блокируются направленно. Во время полета приводное колесо пряталось в фюзеляж, а для движения по земле — выдвигалось до 1/3 высоты колеса.

Каркас автомобильной секции D.K.D.10 без передней силовой установки
Каркас автомобильной секции D. K. D. 10 без передней силовой установки

Руль управления при вертикальном положении использовалось для управления колесами автомобиля, а при горизонтальном — для управления элеронами и рулем высоты. Задняя часть фюзеляжа также сварена из стальных труб, и покрыта полотном. При этом легко разбиралась. Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, состояло из центроплана и двух консолей. Центроплан крепился непосредственно к крыше кабины. Передняя кромка покрывалась фанерой, а остальная часть — полотном. Обе консоли крыла крепятся к фюзеляжу и имеют V-образные подпорки. Крыло складывается и легко разбирается. Время демонтажа самолета 16 мин.

Двигатель воздушного охлаждения, шестицилиндровый, рядный Javelin, с номинальной мощностью 150 л. с. и весом 190 кг. В первой
версии топливный бак разместили под сиденьями экипажа. В другой — топливный бак на 180 литров топлива спрятали в центроплане крыла. Для колесного привода выбрали двухцилиндровый двигатель Moto-Schakosch мощностью 16 л. с.

Строительство и дальнейшая судьба проекта.

К 1935 году построили полномасштабный макет машины. Также завершен каркас автомобильной секции и проведены её дорожные испытания. Появление на улицах Кракова такой конструкции вызвало сенсацию. Автомобиль легко развивал скорость до 60 км/ч, что было его максимумом. При этом наземная скорость со сложенными крыльевыми консолями и прикрепленным хвостом оценивалась в 45 км/ч.

Но по мере того, как аэромобиль обретал форму, конструктор понял, что вес конструкции значительно превысит первоначальную оценку. Следовательно, когда масштабная модель самолета испытали в аэродинамической трубе Варшавского аэродинамического института проект пришлось пересчитать. Стало очевидно, что максимальная полетная скорость аэромобиля составит всего около 140 км/ч вместо рассчитанных 210 км/ч. Ввиду неудовлетворительных характеристик разрешение на возобновление добровольного сбора денег в войсках не было дано.

ЛТХ  версий D.K.D.10
ЛТХ версий аэромобиля D.K.D.10

Так закончилась история первого польского аэромобиля. Правда незаконченную машину представили на Львовской авиационной выставке 1938 года. И это наверное стало первым и последним её публичным показом. Дальнейшая судьба D.K.D.10 Aeromobil неизвестна.

Источник: Andrzej Glass «Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939»

Text.ru - 100.00%
D.K.D.10 Aeromobil — первый польский аэрокар

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

D.K.D.10 Aeromobil — первый польский аэрокар: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *