ИЛ-400 — первенец Н. Н. Поликарпова

Ил-400(И-1)

Прежде чем приступить к проектирование своего первого самолета Николай Николаевич Поликарпов уже имел опыт руководства строительством в авиационной промышленности. Он принимал непосредственное участие в разработке чертежей для освоения производства de Havilland DH.9., получившего в Красной армии обозначение Р-1 — разведчик первый. Понимая необходимость создания для Красного Воздушного Флота самолета-истребителя, он ещё в 1922 году начал работу над его проектом.

Первый вариант ИЛ-400
Первый вариант ИЛ-400

Работы над проектом ИЛ-400

Первый вариант проекта с обозначением ГУВП-23 выполнили по схеме биплана. Хотя его и одобрили в высоких инстанциях реализации не последовало. Следующим развитием проекта самолета-истребителя стал вариант монопланной схемы. Имея деревянную конструкцию аэроплан решили снабдить американским двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» мощностью 400 л.с. Исходя из этого, проект получил название ИЛ-400 — истребитель с двигателем либерти мощностью 400 л.с..

Схема ИЛ-400бис
Схема ИЛ-400бис

23 мая 1923 года проект получил поддержку Главного управления военной промышленности (ГУВП). Строительство велось по ночам в одном из помещений ГАЗ №1, днем каждый был занят на своих рабочих местах. И уже второго августа аэроплан перевезли на аэродром и начали готовить к испытаниям.

Создатели ИЛ-400 на фоне самолета
Создатели ИЛ-400 на фоне самолета

Самолет имел толстое, низко расположенное свободнонесущее крыло. Фюзеляж был с фанерной обшивкой, а крыло и оперение с полотняной. Для охлаждения двигателя служил лобовой радиатор. Киль получил скошенную под большим углом переднюю кромку.

Первый полет и испытания

Проводить испытания пригласили одного из опытных на то время летчика Константина Арцеулова. При первых пробежках выяснилось, что ИЛ-400 упорно не желает оторвать хвост от земли. Сместили назад шасси и придали стабилизатору отрицательный угол. Это позволило 15 августа 1923 года поднять машину в воздух.

Авария ИЛ-400 15 августа 1923 года
Авария ИЛ-400 15 августа 1923 года

Но рано было радоваться. После взлета самолет круто полез вверх и не имея возможности перевести его в горизонтальный полет, пилот выключил двигатель и Ил-400 рухнул на землю. Благо высота составляла несколько десятков метров и испытатель получив травмы остался жив. Причину аварии вскоре выявили — чрезмерная задняя центровка. А так как испытания в аэродинамической трубе не проводились, сразу выявить проблему в то время не удавалось.

  ИЛ-400б 1924 г.
ИЛ-400б 1924 г.

Авария первого опытного ИЛ-400 лишь подстегнула конструкторов. Уже 5 октября утвердили проект второго экземпляра, получившего обозначение ИЛ-400б. Начавшееся в феврале 1924 года строительство закончили к 20 июня. Новый моноплан имел дюралевую гофрированную обшивку крыла и оперения, новый подфюзеляжный радиатор. 18 июля 1924 года, оправившийся от травм Арцеулов совершил на нем первый полет. В дальнейшем на нем летали и другие летчики, а Михаил Громов первым выполнил весь комплекс пилотажных фигур. При этом все отмечали хорошую управляемость машины.

ЛТХ ИЛ-400б
ЛТХ ИЛ-400б

Серийное строительство ИЛ-400

После удачных испытаний в НОА (Научно опытный аэродром) в начале февраля 1925 года начальник Военвоздухсил СССР П. И. Баранов санкционировал постройку 5-10 истребителей ИЛ-400. Их планировалось испытать в авиаотрядах на пригодность для ВВС. В мае 1925 года на ГАЗ №1 заложили первый серийный истребитель с обозначением ИЛ-3.

Первый серийный истребитель ИЛ-3
Первый серийный истребитель ИЛ-3

Стоит отметить, что Управление ВВС присвоило самолету обозначение как И-1(истребитель первый) и категорически потребовало от завода пользоваться именно им. Головная серийная машина покинула завод в феврале 1926 года. Она имела значимые отличия от ИЛ-400б. Крыло стало деревянным с обшивкой из фанеры, а радиатор — выдвижным. Всего планировалось выпустить 80 истребителей. Но всего же построили 12 серийных машин. Многие противники монопланов сомневались в прочности конструкции. Из-за развернувшейся дискуссии комитет ВВС признал нецелесообразным продолжать работы по развитию самолета.

И-1 серийный
И-1 серийный

Построенные И-1 не блистали качеством исполнения. У всех выпущенных истребителей сильно отличались центровки. Это привело к серьёзным неприятностям. 30 марта 1927 г. летчик-испытатель НОА Андрей Шарапов не смог вывести машину из плоского штопора. Самолет оказался разбит, а пилот чудом остался жив. А после ещё одной аварии с участием Громова, когда он покинул вошедший в штопор самолет на парашюте, ВВС окончательно отказалось от истребителя типа И-1.

И-1 в полете Рисунок
И-1 в полете Рисунок

Последние экземпляры И-1 ещё можно было встретить в 1933 году. Правда, к тому времени уже началось строительство истребителей ЦКБ-12, будущих И-16. К стати, своему появлению «ишачки» во многом обязаны бесценному опыту полученному при разработке ИЛ-400.

Сравнительные летные данные
Сравнительные летные данные

Читайте о самолетах Поликарпова: Самый массовый биплан в мире и его основные модификации. А также про вторую работу: 2И-Н1 — двухместный истребитель Поликарпова

Источник: Маслов М. А. « Король истребителей» . Боевые самолеты Поликарпова

ИЛ-400 — первенец Н. Н. Поликарпова

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

ИЛ-400 — первенец Н. Н. Поликарпова: 3 комментария

  1. Wonderful post! We will be linking to this particularly great article on our site. Keep up the great writing. Corny Waverly Cardie

  2. A motivating discussion is definitely worth comment. I think that you should write more about this issue, it may not be a taboo subject but typically people do not discuss such issues. To the next! Best wishes!! Patricia Mischa Streeto

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *