2И-Н1 — двухместный истребитель Поликарпова

2И-Н1(Д-1)

В годы Первой мировой войны не плохо себя зарекомендовали двухместные истребители. Тогда, в 1916 году, британские истребители F.2 «Fighter», с прикрывающим заднюю полусферу стрелком, повлиял на авиационную тактику и стратегию воздушной войны. Причем вплоть до 1932 года. И именно на разработку похожего рода истребителя выдали задание Поликарпову в октябре 1924 года. Позже этот самолет стал известен как 2И-Н1 или ДИ-1.

Работы над проектом двухместного истребителя

Официально заводу №1 задание на истребитель выдали в феврале 1925 года. А точнее 9 числа. При этом указывалось, что в качестве двигателя планируется мотор Wright «Tornado» III мощностью 575 л.с.. Работы продолжались в течении трех месяцев. Параллельно шли доработки истребителя ИЛ-400. Но в начале мая поступило указание приостановить проект. Причиной стало отсутствие двигателя, вернее договора на его поставки из США.

Схема 2И-Н1 (ДИ-1)
Схема 2И-Н1 (ДИ-1)

И все же работы над проектом возобновились к концу мая. Двигателя закупили в Великобритании. Правда, в связи с тем, что мотор Napier «Lion» имел меньшую мощность, всего 450 л.с., все пришлось начинать с ноля. Новый истребитель получил обозначение 2ИН-1 (или 2И-Н1), что означало двухместный истребитель с одним двигателем Napier.

По схеме, будущий самолет являлся расчалочным полуторапланом с неубираемым шасси. На машине решили применить выклеенный из шпона фюзеляж типа монокок обтекаемой формы, что обеспечивало небольшой вес конструкции и хорошие аэродинамические характеристики. При этом носовая часть фюзеляжа закрывалась дюралюминиевыми панелями. Фанера также широко использовалась в конструкции и обшивке крыла, оперения.

Строительство и испытания 2И-Н1

В процессе постройки взлетный вес 2И-Н1 по сравнению с проектом немного увеличился, килограмм на 60. Вооружение истребителя состояло из двух синхронных пулеметов и одного на турели. Уже в то время в заводской документации иногда проскакивало и другое обозначение самолета Д1 или ДИ-1.

2И-Н1 во дворе завода
2И-Н1 во дворе завода

8 февраля 1926 года строительство истребителя 2И-Н1 завершили. После неизбежного этапа наземных испытаний летчик В. Н. Филиппов поднял машину в воздух. Первые полеты особых нареканий не вызвали. Ввиду этого 2 марта провели испытания на высший пилотаж. В течение двух дней Филиппов выполнил на машине 6 «мертвых» петель, 21 переворот, 3 колокола, 2 скольжения, дважды вводил самолет в штопор. Машина была безотказна и хорошо слушалась рулей.

Данные 2И-Н1, полученные в ходе заводских испытаний выдвигали его в ряд лучших машин этого типа. Истребитель показал скорость 250 км/ч, время подъема на высоту 5000 м за 13 минут (вместо 17 минут по расчету), потолок 8000 м. В нескольких испытательных полетах место стрелка занимал сам Поликарпов. Позже Николай Николаевич давал такую оценку истребителю:

«По своим полетным и весовым качествам самолет 2ИН-1 является одним из наилучших современных самолетов этого типа».

2И-Н1 во дворе завода
2И-Н1 во дворе завода

Цена жизни в качестве сборки

Приближался ответственный день. До госиспытаний необходимо провести замеры максимальной скорости. 31 марта 1926 года экипаж сделал несколько проходов над мерной базой Центрального аэродрома. В очередном заходе самолет после пикирования, для уменьшения затрат времени на достижение установившейся скорости, «с прижимом» выводится в горизонтальный полет (обычная практика тех лет). И тут на высоте 1000 м происходит срыв обшивки сначала с верхнего крыла, затем с нижнего. Началось разрушение крыльев. Пролетев ещё метров 500 самолет врезался в землю. Летчик В. Н. Филиппов и хронометражист В. Е. Михайлов погибли.

Полностью причина катастрофы оказалась не ясной. Вернее версий оказалось много. В первую очередь были обнаружены производственные дефекты сборки крыла. Считалось, что еще одной причиной могла быть недостаточная прочность крепления обшивки. В комиссии также утверждали, что самолет
строился по старым нормам прочности, тогда как еще в процессе постройки Управление ВВС утвердило новые нормы прочности. Но как бы то не было официальная комиссия заключила: «Причина катастрофы до сих пор не ясна».

ЛТХ 2И-Н1 (ДИ-1) (расчетные)
ЛТХ 2И-Н1 (ДИ-1) (расчетные)

Гибель В. Н. Филиппова потрясла коллектив. Ещё больший и негативный след она оставила для судьбы Поликарпова. В течение целого года велось судебное разбирательство. А спустя некоторое время трагедия при испытаниях 2И-Н1 стала одной из основных причин ареста главного конструктора и ряда его ближайших сотрудников.

Вышестоящие организации после катастрофы решили заказать еще один экземпляр 2И-Н1, но от этой идеи быстро отказались. Все упиралось в малое количество двигателей, а их строительство по лицензии не планировали. Да и честно сказать их мощность являлась для конца 20-х годов явно не достаточной. Коллектив же Поликарпова, учитывая опыт постройки 2И-Н1, получил новое задание на проектирование двухместного истребителя 2ИР-2 с мотором Wright «Tornado» III. Но и эти работы продолжались недолго и вскоре прекратились. На очереди был И-3 с тем же мотором.

Источник: В. Иванов «Неизвестный Поликарпов»

2И-Н1 — двухместный истребитель Поликарпова

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *