HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки

HAL HF-24 Marut

Hindustan Aircraft Limited (HAL) — являлась авиастроительной компанией на территории Индии основанной Уильямом Д. Поули в конце 1940 года. Уже в 1942 году первый самолет построенный по лицензии покидает цеха фирмы. Это стал учебно-тренировочный Harlow PC-5 разработанный в США. В 1943 году завод стал центром капитального ремонта американских самолетов. Для пилотов США в то время он был больше известен как 84-я авиабаза. В 1947 году, вместе с независимостью страны, компания переходит в собственность правительства Индии.

Немецкое участие в создании индийского первенца

Создание своих ВВС в Индии сопровождались закупками лицензий на строительство военных самолетов, как и самих машин. Уже в 1950-х годах военное руководство начало задумываться над созданием своего боевого самолета. Однако при достаточном количестве квалифицированных рабочих на авиастроительном заводе HAL не хватало специалистов. Специалистов — конструкторов и инженеров-проектировщиков авиационного направления.

Но выход из этого положения нашелся. Палочкой-выручалочкой стал не кто иной, как Курт Танк — авиаконструктор и летчик испытатель немецкой фирмы «Фокке-Вульф». Создатель многих боевых самолетов этой фирмы, в том числе и Fw 187 «Falke», в то время оказался не у дел и проживал в Аргентине. Таким образом, уже в августе 1956 года, после не долгих переговоров, во главе группы из 16 немецких инженеров прибыл в Бангалор. Позже количество немецких специалистов в конструкторском бюро возросло до 150 человек. И ещё 30 привлекли при налаживании серийного производства нового самолета.

Проектирование HF-24 Marut

Летом 1957 года начались проектные работы. Уже до их старта приняли обозначение для будущей машины — HF-24 (Hindustan Fighter). Наименованием сильнее хотели подчеркнуть национальную значимость проекта.

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки
Схема HAL HF-24 Marut

Сформированный к весне 1958 года облик истребителя являлся цельнометаллическим низкопланом с фюзеляжем типа полумонокок. При этом последний состоял из трех частей. Передняя часть вмещала оборудование и кабину пилота с катапультным креслом «Мартин-Бейкер S4C». В задней части размещались бок о бок два двигателя «Орфей». Хвостовое оперение включало киль и два цельноповоротных стабилизатора. В нижней части фюзеляжа разместили решётчатые аэродинамические тормоза.

Треугольное крыло оснащалось всеми средствами механизации, включая элероны, предкрылки и закрылки. Причем вся механизация приводилась в действие гидравлической системой, а в качестве дублирующей служила механическая. Шасси, как и у большинства реактивных машин трехстоечной схемы, где управляемым являлось носовое колесо. При этом передняя стойка располагалась в носовой части, а основные стойки убирались в центроплан.

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки
Компоновочная схема HAL HF-24 Marut Mk.1T

Основным стрелковым вооружением являлись расположенных снизу в передней части фюзеляжа четырех 30-мм пушки «Аден». Они обладали скорострельностью 1200 выстр/мин и имели боекомплект по 120 снарядов на ствол. В просторном отсеке за кабиной размещалась выдвижная пусковая установка, в виде контейнера с пакетом на 50 НУРСов «Матра» калибра 68 мм, установленных в десять рядов. Под плоскостями на каждый из четырёх универсальных пилонов можно было подвесить по 450 кг (1000 фунтов) полезной нагрузки. Первоначально это были ПТБ, свободнопадающие бомбы, баки с напалмом и блоки НУРС, а позже и управляемые ракеты «воздух-воздух». Общий вес боевой нагрузки определили в 1814 кг.

Строительство опытного планера

И если конструирование шло весьма успешно, то со строительством опытного образца наблюдались проблемы. Индийская промышленность на тот момент просто не могла выпускать многие элементы для реактивного самолета. Поэтому, для сокращения сроков, приняли решение начать летные испытания на планере. Для этой цели создали полноразмерный двухместный макет будущего истребителя.

Материалом конструкции послужила фанера местного производства, хотя клей и некоторые комплектующие доставили с Германии. Построенный летательный аппарат по всем параметрам соответствовал будущему истребителю. При этом, для регистрации параметров полета, в задней кабине монтировалась кинокамера. Сама же кабина пилота оснащалась минимальным набором приборов.

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки
«Дакота» буксирует планер «Марута»

1 апреля 1959 года планер-прототип «Marut« приступил к летным испытаниям. Он доставлялся на буксире за модифицированным транспортным самолетом «Dakota Мк IV» (борт. per. DJ-449) на высоту 3500–4500 метров, где отпускался в свободный полет. Хотя по сути это являлось управляемым падением. Тем не менее 81 испытательный полет прошел успешно и с максимальной пользой для проекта. Вот только последний 82 полет закончился неудачей. Во время посадки не вышла передняя стойка шасси и планер потерпел аварию. Однако к этому времени строительство первого образца истребителя подходило к концу. Планер же выполнил свою задачу в полном объеме.

Испытания опытного HF-24 Marut

11 марта 1961 года опытный HF-24 Marut (Марутдух бури) начал наземные испытания. После трех месяцев рулежек самолет поднялся в воздух. «Официальный» полет состоялся 24 июня 1961 г в присутствии министра обороны Индии Кришна Менона. Вместе с этим полет являлся и первой демонстрацией машины заказчику.

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки
Курт Танк и министр обороны Индии возле опытного образца

Осенью 1962 года в воздух поднялся второй опытный истребитель, а третий прошел статические испытания. Испытания шли полным ходом, когда в апреле 1963 года взлетает первый предсерийный образец HF-24 Marut. В итоге всего построили 18 самолетов установочной серии. 12 машин первой партии попали в испытательный центр ВВС, где они тестировались в течение трех лет. Там они проходили опытную эксплуатацию и по сути дела это были войсковые испытания.

Испытания затягивались не только из-за сложности программы или выявленных дефектов, но и из-за проблем с поставкой запасных частей. Последняя более или менее оказалась решенной только к 1968 г. Наконец, что бы быть принятым на вооружение Marut прошел три года опытной эксплуатации и более 1800 полетов. Плюс к этому полностью отработали боевое применение. Вот только к тому моменту нишу, для которой он создавался уже заняли МиГ-21 и Су-7.

Серийные HF-24 Marut на вооружении ВВС Индии

HF-24 Marut на вооружении ВВС Индии
HF-24 Marut на вооружении ВВС Индии

Первый серийный истребитель поднялся в воздух 15 ноября 1967 года. К тому времени машины изготавливались на 80% из комплектующих изготовленных на предприятиях HAL. Пилоты с энтузиазмом принимали и изучали новую технику. Как итог три эскадрильи имели на вооружении HF-24 Marut. Кроме серийных машин к концу ноября 1974 года по заказу ВВС был поставлен первый из серийных учебных HF-24 Marut Mk.IT.  

Учебный HF-24 Marut Mk.IT
Учебный HF-24 Marut Mk.IT

Продемонстрировать свои боевые качества истребителям Marut представилась возможность уже в 1971 году. Тогда, в декабре, началась Индо-Пакистанская война. В основном боевые вылеты осуществлялись для ударов по наземным целям, а так же для прикрытия своих сухопутных сил. За двухнедельный период войны HF-24 совершили более 300 боевых вылетов.

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки
Звено HF-24 Marut

Итоги боевого применения HF-24 Marut

За все время войны 1971 года ни один самолет HF-24 не был потерян в воздушном бою. В то же время три оказались потеряны из-за зенитного огня, а один оказался уничтожен на земле во время атаки противником аэродрома. Кроме этого машины показывали хорошую живучесть. По меньшей мере трижды истребители Marut возвращались на базу на одном двигателе, когда второй оказывался поврежден огнем с земли. Ещё зафиксированы несколько случаев, когда пилоты при посадке использовали ручной привод выпуска шасси, тогда как гидравлика оказывала. Это являлось залогом безопасности и живучести машин.

Однако и встречи с воздушным противником также имели место. И все же чаще всего индусы не ввязывались в бой, а нырнув к земле на полном газе, легко оторвались от преследования. Как показывала практика «Сейбры» не могли угнаться за HF-24 Marut на малой и предельно малой высоте. Зарегистрирована лишь одна победа индусского самолета над пакистанским «Сейбром». Тогда пилот «Марута», сойдясь в лобовой атаке с противником успел прицелиться раньше и 30-мм снаряды его пушек нашли цель. Вражеский истребитель загорелся и врезался в землю.

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки

По итогам боевых действий три пилота HF-24 были награждены орденом «Вир Чакра»(орден «За выдающийся героизм»). Вот только один летчик к сожалению посмертно.

Закат карьеры HF-24 Marut

Серийное строительство HF-24 Marut закончилось в 1977 году. Всего было выпущено 145 машин, в том числе 18 с индексом «Т» — тренажер. Уже к началу 1980-х годов карьера истребителя начала склонятся к закату. Повысились требования к подобного рода самолетам. К тому же возможности провести коренную модернизацию не получалось из-за предельных размеров планера.

ЛТХ HF-24 Marut
ЛТХ HF-24 Marut

В итоге основная масса HF-24 списана с эскадрилий в августе 1980 года. И лишь 31-я эскадрилья, получившая самолеты последних серий, сохраняла небольшое количество своих «Марутов» до 1990 года.

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки

В настоящее время один из Marut экспонируется в музее ВВС в Дели, еще один — в музее промышленности и технологий. Довольно много машин выставлены возле аэродромов как памятники. Но наверно самое почетное место самолет занимает в немецком авиационном музее в Мюнхене как последний самолет Курта Танка.

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки
HF-24 Marut в немецком авиационном музее

Источник: В. Чистов «Дух бури Индостана»

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

HAL HF-24 Marut — первый реактивный самолет индийской разработки: 2 комментария

  1. HAL HF-24 Marut — истребитель-бомбардировщик, первый индийский боевой самолёт собственного производства.

  2. A person essentially help to make significantly posts I would state. This is the first time I frequented your website page and so far? I amazed with the analysis you made to make this particular post incredible. Wonderful task! Kathryn Fabio Jarlathus

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *