ТБ-3 ДУ — беспилотник Страны Советов

ТБ-3

На аэродроме под Ивановом стояла рабочая суета. К вылету готовились два самолета. Два бомбардировщика как будь то встретились из разных эпох. ТБ-3 и ДБ-3Ф уже стояли на старте с работающими двигателями и ждали команды «взлёт». Первым оторвал шасси от взлетной полосы тяжелогруженый ТБ с регистрационным номером 22707. На его борту вместо бомбовой нагрузки находилось 3,5 тонны взрывчатки. Он начал медленно набирать высоту.

ТБ-3 в полете
ТБ-3 в полете

Вторым на взлет пошёл ДБ. Его экипаж состоял из пилота капитана В.В. Пономаренко и военинженера 2-го ранга В.Я. Кравца. Их самолет держался чуть в стороне и выше от взлетевшего ранее туполевского бомбовоза, но постоянно держа его в поле прямой видимости.

ДБ-3Ф в полете
ДБ-3Ф в полете

После набора высоты ТБ-3 взял курс на Вязьму. Его экипаж состоявший из лётчиков майора А.Н. Тягунина и Р.Г. Чачикяна, бортинженера В.Г. Моисеева, переведя самолет в режим радиоуправления, покинула машину на парашютах. Дальше его полет контролировали с борта ДБ-3Ф. Это был первый боевой опыт применения дистанционно управляемого самолета в СССР во время Второй мировой войны.

Приёмная антенна самолёта ТБ-3 «Бомба»
Приёмная антенна самолёта ТБ-3 «Бомба»

«Остехбюро» у истоков радиоуправления

Такая возможность возникла благодаря появлению в августе 1921 года «Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения» или кратко «Остехбюро». Именно, выполняя заказ этого бюро, в ЦАГИ были созданы самолеты ТБ-1(АНТ-4) в 1924 г. и ТБ-3(АНТ-6) в 1925 г. Лишь спустя год после создания военные из авиации заинтересовались бомбардировщиками.

Дистанционно управляемые ТБ-3 — беспилотники Страны Советов.

На самолетах ТБ в «Остехбюро» была создана телемеханическая система «Дедал». Управление шло по УКВ и могло осуществляться только при прямой видимости. Взлет и полет к цели осуществлял пилот, покидавший машину при подлете к цели. Такие самолеты планировалось принять на вооружение в 1935 г.

 ТБ-3
ТБ-3

В рамках программы создания радиоуправляемого ТБ-3 было опробовано множество разных систем — пневматических, гидравлических и электромеханических. В июле 1934 г. в Монино испытывался самолет с автопилотом АВП-3, а в октябре того же года — с автопилотом АВП-7. Но до 1937 г. так и не было разработано ни одного более-менее приемлемого устройства.

  Кнопочный пульт управления в кабине ТБ-3.
Кнопочный пульт управления в кабине ТБ-3.

В 1937 г. должны были принять на вооружение «телемеханический» самолет ДБ-1/АНТ-36. В отличие от ТБ-1 и ТБ-3 для него не требовался ведущий самолет управления. Он мог в телеуправляемом режиме лететь 1000–1500 км по сигналам радиомаяков. Но в этом же году «Остехбюро» было разогнано, а многие его сотрудники арестованы.

 Наземный пункт дистанционного управления
Наземный пункт дистанционного управления

Программа беспилотников в действии

И все же программу по созданию беспилотного самолета продолжили уже в 1938 году. В ноябре — декабре в Кречевицах проходили испытания самолета ТБ-1 № 712 с управлением на дистанции. В беспилотном режиме он выполнили 17 взлётов и 22 посадки. При этом правда находился экипаж в управляемой машине, но на случай отказа аппаратуры.

 Аппаратура для переданы сигналов с земли на самолёт.
Аппаратура для переданы сигналов с земли на самолёт.

Гос испытания проводили на аэродроме Гумрак под Сталинградом. С 25 по 29 мая 1939 г. на двух телемеханических ТБ-1 было осуществлено десять полётов, при которых под радиоуправлением с командного самолёта или с наземного командного пункта выполняли взлёт, наведение на цель, полёт по коробочке, посадку. Девять из десяти полётов были с контрольным экипажем, а десятый полёт, 29 мая, прошёл в беспилотном режиме. При этом управление с земли осуществлялось на расстоянии до 25 км, а с сопровождающего самолета — до 6 км.

ТБ-1 зима 1938 г.
ТБ-1 зима 1938 г.

По результатам испытаний, 20 января 1940 года, на завод №379 поступил заказ на оборудования двух радиоуправляемых ТБ-3, двух СБ, а также СБ и ДБ-3 в качестве самолетов управления. Но с началом войны «технику особой секретности» перебазировали в тыл. Два СБ (командный и радиоуправляемый) и один радиоуправляемый ТБ-3 (№ 22685) находились в Казани, а ТБ-3 (№ 22707) и командный самолёт ДБ-ЗФ — на аэродроме в Иваново.

 ДБ-3Ф на аэродроме
ДБ-3Ф на аэродроме

Боевое применение радиоуправляемых самолетов ТБ-3

И вот первый самолет-бомба в воздухе с заданием нанести удар по железнодорожному узлу г. Вязьма. Но выполнить боевую задачу не дала нелепая случайность. При подлете к Вязьме зенитным огнем была повреждена антенна на самолете управления. Неуправляемый ТБ-3 — бомба упал в тылу немецких войск к северо-востоку от Витебска.

 Радиоуправляемый ТБ-3 в полёте
Радиоуправляемый ТБ-3 в полёте

Неудача постигла и второй беспилотный ТБ-3. Он был уничтожен пожаром при взрыве боеприпасов на соседнем самолете. Правда аппаратура была спасена, но работы в ходе войны уже не продолжались. И всё же успешные испытания беспилотного взлёта и посадки ТБ-1 и ТБ-3 в конце 1930-х — начале 1940-х годов без единой аварии — это выдающееся достижение научно-технической мысли в СССР.

Источник: Дмитрий Соболев «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ САМОЛЁТЫ РОССИИ 1912–1941 гг»

ТБ-3 ДУ — беспилотник Страны Советов

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте, чтобы не пропустить новые публикации

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *