МБР-5 — гидроплан-неудачник Самсонова

МБР-5 Самсонова

Петр Дмитриевич Самсонов, очень способный и инициативный , но довольно амбициозный конструктор. В 1933 году он являлся заместителем начальника бригады №5 в ЦКБ завода №39 Г. М. Бериева. В декабре того же года, во время нахождения Георгия Михайловича в Севастополе на испытаниях самолета МБР-2, Самсонову удалось получить задание на разработку летающей лодки-амфибии — МБР-5.

Проектирование МБР-5

В начале лета 1934 года МБР-5 был включен в план опытного строительства ЦКБ. При этом ведущим конструктором по машине утвердили Самсонова. В это же время, в связи с запуском в серию МБР-2 на Таганрогском авиационном заводе, Бериев назначается его главным конструктором. На новое место работы выехала в конце сентября 1934 года вся группа конструкторов с Бериевым и Самсоновым. В таких условиях и велось проектирование МБР-5.

Схема МБР-5
Схема МБР-5

При разработке самолета Бериев уделял ему минимум внимания, не только из за занятости по запуску серийного производства. Их отношения с замом явно не складывались. Тем не менее, всего за 11 месяцев было завершено проектирование и выпуск рабочих чертежей МБР-5. Уже в ноябре 1934 года самолет начали строить. П.Д.Самсонов, конструируя гидроплан, не стал изобретать велосипед. По своей аэродинамической схеме и компоновке новый разведчик имел много общего с МБР-2. При этом его первое отличие от предшественника заключались в том, что он был почти в полтора раза меньше. Вторым отличием стало применение колесного шасси убирающегося в корпус лодки, что сделало самолет амфибией.

МБР-5
МБР-5

Первые полеты и доработки

26 сентября 1935 года сияющий свежей краской МБР-5 выкатили из цеха и начали готовить к испытаниям. 3 октября 1935 года после рулежки и проверки управляемости самолета на воде состоялся первый полет продолжительностью 11 минут. Испытания продолжались до 24 декабря 1935 года. Всего был сделан 51 полет и три рулежки общей продолжительностью 9 часов 8 минут.

Испытатели отметили, что самолет был приятным в пилотировании и легким в управлении. МБР-5 обладал хорошей маневренностью и большой, для своего типа лодок, скороподъемностью. В тоже время требовалась доработка управления самолетом, обзора с кабины пилота и много других. Всего дефектные ведомости состояли из 159 пунктов замечаний по внешнему и внутреннему осмотру, а также по силовой установке и оборудованию.

Амфибия Самсонова
МБР-5

Устранением конструктивных и производственных дефектов занимались всю зиму, весну и начало лета. Затянул доработки и пожар случившийся в ангаре, который частично разрушил машину.

Второй этап испытаний МБР-5

Летом 1936 года начался второй этап летных испытаний. В ходе них доводки продолжались. В добавок ко всему в ходе дальнейших тестов была выявлена плохая устойчивость на глиссировании. 2 октября в Севастополе новый гидроплан ждали на государственные испытания. Но он туда не попал. Во время взлета, при перекладывании рулей гидроплан выскочил из воды и при падении «зарылся» носом. От сильного удара носовая часть разрушилась, и машина совершила полный оверкиль. Экипаж вместе с инженером чудом остались живы. Лишь на третьи сутки МБР-5 удалось поднять со дна. Работы по доводке гидросамолета полностью прекратились.

МБР-5
МБР-5

Неутешительный итог

В итоге МБР-5 все же восстановили, но командование авиации ВМФ отказалось от проведения летных испытаний. На таке решение повлиял запуск в серию МБР-2, который по своей мореходности и бомбовой нагрузке превосходил МБР-5. В сложившейся обстановке практически сломленный роковыми неудачами со своим первенцем Самсонов ушел из КБ Г.М.Бериева и возвратился в Москву.

ЛТХ  МБР-5
ЛТХ МБР-5

К слову о вооружении. Самолет Самсонова имел две экранированные турели, которые были нестандартными и на других типах самолетов практически не устанавливались в силу своей недоведенности. На турелях устанавливали спаренные пулеметы ДА2 калибра 7,62 мм. Внутри крыла находились 8 бомбодержателей Д-2, на которые можно было в варианте бомбардировщика подвесить 550 кг бомб.

 Рисунок
МБР-5 Рисунок

Источник: www.airwar.ru
«САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ В СССР 1917—1945 гг.»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *