МБР-2 — летающий «амбарчик» Бериева

МБР-2 Бериева

Г.М.Бериев в 1931 году поступает на работу в ЦКБ при заводе №39, а точнее в морскую бригаду №5 входящую в состав бюро. В ней уже велась работа над проектами Шаврова Ш-5 и МДР-3 Четверикова. Георгий Михайлович по своей инициативе начал заниматься темой морского ближнего разведчика. В проектном варианте его обозначили ЦКБ-25.

Описание проекта МБР-2 и его строительство

Схема МБР-2 М-17
Схема МБР-2 М-17

Это была двухреданная летающая лодка, свободнонесущий моноплан. В качестве двигателя планировался М-27 с толкающим винтом. Его установка осуществлялась на трубчатых стойках над центропланом. В ходе проектных работ модель самолета в разных вариантах была испытана в ЦАГИ, в её опытном бассейне и аэродинамических трубах.

МБР-2 — летающий "амбарчик" Бериева
МБР-2 — летающий "амбарчик" Бериева
Модель ЦКБ-25 для аэродинамических испытаний
Модель ЦКБ-25 для аэродинамических испытаний

Конструктор рассчитывал на массовый выпуск самолета, и решил делать его деревянным. Проект на техсовете ЦКБ получил одобрение и разрешение на строительство опытного экземпляра. Уже в ходе строительства, к концу 1931 года, стало известно, что мотор М-27 строится серийно не будет. Это было фиаско, и директор завода дал указание прекратить работы по «машине №25».

МБР-2 с мотором М-17
МБР-2 с мотором М-17

Из создавшейся ситуации выход был один, устанавливать другой двигатель. Бериев предложил М-17, менее мощный, но выпускавшийся серийно. После некоторого упорства директора завода постройка возобновилась и к концу года машину собрали. Для проведения летных испытаний её по железной дороге доставили в Севастополь на гидробазу завода №45.

МБР-2 с мотором М-17 на гидробазе завода №45
МБР-2 с мотором М-17 на гидробазе завода №45

Испытания летающей лодки

На 30-е апреля был назначен первый полет. Пилотом-испытателем стал Б.Л.Бухгольц. Но при спуске на воду, летающая лодка неожиданно не захотела расставаться с перекатной тележкой. Все усилия буксировавшего самолет катера не дали результатов. «Дебют» не удался, зрители, посмеиваясь, разошлись. Однако причину курьёза обнаружили довольно быстро, как только гидросамолет оказался на суше. Войлок, которым обшита тележка, не смазали тавотом и он под тяжестью самолета намертво приклеился к днищу, покрытому кузбасслаком.

МБР-2 М-17 на перекатной тележке
МБР-2 М-17 на перекатной тележке

Следующая попытка состоялась 3 мая 1932 года. В этот день гидросамолет поднялся в воздух впервые, а потом ещё два раза взлетал и садился. Когда он сам подрулил к спуску, все находившиеся на берегу услышали торжественный возглас пилота: — Машина отличная. Жить будет! 

Программа заводских и государственных испытаний заняла всего 20 дней. Но несмотря на утвержденный ВВС РККА Акт по Гос.испытаниям и рекомендацию к принятию самолета на вооружение, серийное производство стояло под вопросом. Не малую роль в этом сыграл А.Н.Туполев, продвигавший свой МДР-2 — цельнометаллическую летающую лодку. Гидросамолет Бериева он обозвал «деревяшкой» и был против запуска его в серию.

Серийный выкатывают из ангара краснофлотцы
Серийный морской разведчик выкатывают из ангара краснофлотцы

Начало серийного строительства МБР-2

Лишь 14 марта 1933 года штаб РККА принял решение выдвинуть строительство морской авиации на первый план. Но как оказалось, что на тот момент единственным отечественным гидросамолетом, постройка которого не требовала заграничных комплектующих был самолет Бериева. К тому же он полностью готов к запуску в серию. В октябре на таганрогском заводе №31 началось освоение серийного выпуска МБР-2.

ЛТХ МБР-2 с М-17
ЛТХ МБР-2 с М-17

2 июня первый серийный МБР-2 вышел с завода. Он стал эталоном для всей серии, и после его испытания и ряде доработок началось строительство партии для проведения войсковых испытаний в частях морской авиации. Параллельно шла работа над вариантом МБР-2 с новым двигателем М-34(АМ-34). Строительство гидросамолета с М-17 продолжалось до 1936 года и общее количество выпущенных достигло около 300 экземпляров.

Серийные МБР-2 М-17
Серийные МБР-2 М-17

Модификации МБР-2

Модифицированный морской разведчик с двигателем М-34 получил внутреннее обозначение ЦКБ МС-1. Его отличием стал не только новый двигатель, но и закрытая фонарем кабина пилота, экранированная турель стрелка-радиста. Изменилась форма киля и руля направления. При необходимости самолет мог эксплуатироваться с земли на колесно-лыжном шасси.

Опытный МБР-2 М-34
Опытный МБР-2 М-34

В процессе серийного производства МБР-2 М-34 продолжал модернизироваться. Менялось оборудование самолета, установили новую бензосистему и маслосистему. Но к 1940 году стало ясно, что никакие модернизации не могли дать молодость устаревшему гидросамолету. Во второй половине этого года строительство «амбарчиков» прекратили, а завод №31 перешёл на выпуск ЛаГГ-3.

ЛТХ МБР-2 М-34
ЛТХ МБР-2 М-34

Весь выпуск летающих лодок МБР-2 всех модификаций составил 1365 самолетов. И хотя к началу Второй мировой войны он успел устареть, но ввиду отсутствия адекватной замены, он активно применялся во время Великой Отечественной войны на всех морских Театрах военных действий.

МБР-2 М-34Н авиации Северного флота. Рисунок.
МБР-2 М-34Н авиации Северного флота. Рисунок.

Читайте МБР-2 в Финской войне

О модификации МБР-2ВУ — самолет наведения катеров и Гражданских МП-1

Источник: А.Н. Заболотский А.И. Сальников «75 лет ТАНТК им. Г.М.Бериева

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *