Мониторы типа «Лейта» — первые в дунайской флотилии Австро-Венгрии

Монитор "Leitha"

Австрия свою первую речную флотилию создала ещё в далеком 1500 каком-то году. Ну а если быть точнее при императоре Фердинанде I (1503-1564). Уже после победы над турками принц Евгений Савойский (1663-1736) уделял большое внимание речным судам. Но самый сильный корабельный состав флотилия имела при императрице Марии Терезе (1740-1745). К середине 19 века она включала 7 пароходов, 3 канонерские лодки и 1 понтон. При этом на Дунае числились два парохода и две канонерки. Тем более странным выглядело в 1865 году решение об упразднении флотилии и продаже судов.

События следующего же года заставили австрийских военных пересмотреть решение. Неудача в войне с Пруссией, беспорядки в Венгрии заставили вооружать торговые пароходы и баржи. Справившись с внутренними неурядицами, в январе 1869 года военные окончательно приняли программу постройки речных мониторов. Это обозначало возрождение Дунайской флотилии, но уже в новом, согласно времени, составом.

Проектные работы

Имперское правительство проведение проектных работ поручило конструктору Йозефу фон Ромако. При этом строго оговаривались требования к новым мониторам. Во-первых: углубление не должно превышать 1,07 метра. Во-вторых: бронирование палубы и бортов должно обеспечить защиту от наибольшего калибра полевой артиллерии (на тот момент 8-фунтовая нарезная пушка). И наконец, в-третьих: скорость хода на тихой воде не менее 8-9 узлов, что давало возможность не прибегать к буксирам в местах на Дунае с быстрым течением.

Схема монитора типа "Leitha"
Схема монитора типа «Leitha»
Корпус монитора типа «Лейта»

Ромако и его группе инженеров приходилось во многом надеяться только на свои силы. Кораблей с подомными характеристиками в мире просто на тот момент не существовало. Даже знаменитые мониторы США имели наименьшее углубление 2,09 м и за образец пойти не могли. Речные бронированные суда других стран обладали углублением от 1,37 до 1,52 м, но при этом имели палубы только с двойным деревянным настилом. Ввиду этого толщину палубной брони пришлось ограничить 19,3 мм. К тому же проведенные испытания показали, что плиты такой толщины свободно выдерживают снаряды от 6-фунтовой нарезной пушки даже при попадании близкого к прямому. В свою очередь эти опыты позволили уменьшить броню бортов с 50-мм до 44-мм плит с 203-мм тиковой подкладкой. При этом борта могли обеспечить защиту от огня нарезных 8-фунтовок.

Силовая установка

Выбор силовой установки вызывал не меньше трудностей. После долгих расчетов, сомнений, попыток минимизировать размеры и водоизмещение выбор пал на две 2-цилиндровые паровые машины высокого давления. С суммарной мощностью 600 сил они приводили в движение два 4-лопастных винта. Два котла локомобильного типа изготавливались на месте из стальных листов. Для обеспечения их топливом оборудовали угольные ямы объемом 26 тонн. Вот только для обеспечения условленного углубления количество угля ограничили 16 тоннами, что хватало лишь на 24 часа хода.

Боковая проекция монитора типа "Leitha"
Боковая проекция монитора типа «Leitha»
Вооружение монитора типа «Лейта»

В планах по вооружению рассматривался вариант с 1-орудийной башней, но в итоге остановились на двух 150-мм нарезных казнозарядных пушек в одной башне. При этом толщина стенок во лбу башни составила 63 мм, по остальному периметру — 50 мм, а крыша — 25 мм. Здесь же, на башне разместили и боевую рубку. Она имела аналогичное бронирование, а внутреннее пространство рассчитано на пост командира и двух рулевых.

Строительство мониторов типа «Лейта»

В январе 1870 года проект представили в Морское министерство, где его и утвердили. И в этом же году на верфи «Пешт-Финнауэр» в Будапеште были заложены два монитора. Руководил строительством инженер Палачек. Весь прокат для судов поставляли с металлургических заводов городов Нойбург и Решица. Причем и железо и сталь. Именно из стали впервые применили бронирование палубы монитора «Лейта». При этом удалось снизить толщину бронирования с 19 мм до 16 мм ввиду большей прочности стальных плит.

Монитор "Leitha"
Монитор «Leitha»

Первым спустили на воду корпус монитора «Марош» (Maros). Случилось это 20 апреля 1871 года. Следом, 17 мая на воду был спущен и «Лейта» (Leitha). Уже в ноябре оба судна проходили ходовые испытания. На них «Марош» показал скорость 8,3 узла. Здесь стоит отметить, что австрийские корабелы отличались высокой культурой производства. И когда в 1872 году мониторы вошли в строй «Марош» имел избыточный вес всего 730, а «Лейта» — 430 кг.

Мониторы типа «Лейта» в Дунайской флотилии

С 1872 по 1914 годы «Лейта» и «Марош» не принимали участие в военных действиях. Свыше 40 лет их служба заключалась в учебных стрельбах, перевооружении и модернизации. Так в начале им добавили по два 25-мм полуавтомата на мостики каждого монитора, а в 1878 году еще по два подобных орудия.

"Лейта" и "Марош" после кардинальной модернизации 1912 г.
«Лейта» и «Марош» после кардинальной модернизации 1912 г.

В 1894 году суда прошли кардинальную модернизацию с заменой энергетической установки. Паровые машины развивали мощность до 700 индикаторных сил. Вооружение также поменялось. Теперь в башне установили 120-мм пушку со стволом длинной 35 калибров. Помимо этого появились две 47-мм 5-ствольные пушки Гочкиса, один 8-мм пулемет. Бронирование палубы увеличили до 25,4 мм. А уже перед началом Первой мировой войны оба монитора получили радиотелеграфные станции.

47-мм 5-ствольная морская пушка Гочкиса в тульском музее оружия
47-мм 5-ствольная морская пушка Гочкиса в тульском музее оружия

После очередного перевооружения в 1915 году мониторы получили более современные орудия. И если главный калибр остался прежним, то дополнительные пушки немного разнились. «Лейта» получила одну 66-мм/45 и одну 66-мм/18, а так же 3 пулемета. В свою очередь «Марош» увеличил огневую мощь за счет трех пушек 66-мм/18 и трех пулеметов.

Участие в боевых действиях и конец службы

Монитор "Лейта" с тральным устройством, 1915 г.
Монитор «Лейта» с тральным устройством, 1915 г.

В бои мониторы вступили под Зимницей в 1916 году. Ходя до этого им уже пришлось побывать в небольших столкновениях. И даже поучаствовать в освобождении Дуная от мин в качестве импровизированных тральщиков. Затем последовали бои под Браилой, Мачином и Турну-Северином в 1917 году.

Они пережили войну. И в 1918 году «Лейту» разоружили и исключили из списка флотилии. Но не на долго. Уже в 1919 году, 21 марта, он вместе с «Марошем» входит в состав Дунайской флотилии Венгерской Советской республики. В её составе суда смогли отличиться во время «Северного похода» Красной армии Венгрии против Чехословакии. Вот только их служба подошла к концу вместе с крахом Венгерской республики 1 августа 1919 года.

Уже в 1920 году мониторы списали. И если «Марош» списали на слом, то «Лайту» («Лейта» на венгерский манер) переоборудовали под плавучий понтон. В таком виде, только под другим наименование «FK-201» бывший монитор плавал довольно долго. По крайней мере его можно было ещё наблюдать в районе Будапешта до 1992 г. Там он использовался для расчистки и углубления фарватера.

Монитор "Лайта" корабль-музей в Несмелях
Монитор «Лайта» корабль-музей в Несмелях

Сейчас «Лайта» восстановлен в своем первоначальном виде и является музеем. Это наверно самый старый сохранившийся до наших дней монитор Дунайской флотилии. И самый первый речной монитор в Европе.

Источник: Черников И.И. Энциклопедия мониторов

Text.ru - 100.00%
Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Мониторы типа «Лейта» — первые в дунайской флотилии Австро-Венгрии: 2 комментария

  1. С 20 августа 2010 года является кораблём-музеем и одновременно почётным флагманом 1-го полка сапёрного и боевых кораблей Венгерской Дунайской флотилии .

  2. В 1920 году превращен в понтон. «Лейту» купила венгерская компания, которая в 1928 году назвала его « Йожеф Лайош » и переоборудовала в судно-гравиеукладчик. В этом виде «Лейта» плавала ещё в 1980—1981 годах в районе Будапешта, под наименованием « FK-201 » и использовалась для углубления и расчистки фарватера. Перед организаторами переделки «FK-201» обратно в монитор «Лейта» стояла сложная задача. От монитора остался только корпус, а всё остальное пришлось создавать заново. Хотя Венгерский военно-исторический институт и музей стали собственниками корабля ещё в 1992 году, только в 2005 году начались работы по приведению монитора в изначальное состояние. В восстановлении корабля активно участвовали добровольцы из Венгерского общества морской истории, моделизма и традиций, а финальные работы по приведению корпуса в порядок были произведены на верфи в словацком Комарно при помощи гранта от Европейского Союза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *