ХАИ-1ВВ — военный вариант пассажирского самолета Немана

ХАИ-1ВВ

Успех ХАИ-1 один на госиспытаниях привлек внимание военных. Руководство ВВС в то время предпринимало отчаянные попытки заменить стоявшие на вооружении, но явно устаревшие разведчики и ближние бомбардировщики Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова. Выводы НИИ ВВС говорили о следующем: «…Так как ХАИ-1 превосходит по своим данным Р-5 …, это делает актуальным вопрос о военном варианте самолета ХАИ не только в разрезе мобилизационного использования пассажирского самолета, но и внедрении его в ВВС РККА в ближайшее время… «

Схема ХАИ-1В
Схема ХАИ-1В

Испытания ХАИ-1ВВ

Первый горьковский ХАИ-1 был выполнен в военном варианте. Машина, обозначенная ХАИ-1ВВ (военный вариант) под номером 3211, полетела в 1934 году. Это был двухместный учебный бомбардировщик на 200 кг небольших бомб, подвешенных вертикально в фюзеляже. Стрелковое вооружение — два пулемета: неподвижный ПВ-1 впереди и ДА на шкворневой установке сзади. Но для доделок и доводок его перевезли на киевский авиаремонтный завод № 43, а вместе с ним и всю готовую оснастку для производства самолета в серии. Вторая чисто «киевская» машина № 44301 отличалась главным образом конструкцией шасси. По требованию ВВС боевой самолет обязан был иметь тормозные колеса.

Проверка работы шасси на ХАИ-1В
Проверка работы шасси на ХАИ-1В

На госиспытания в НИИ ВВС оба самолета ХАИ-1ВВ № 3211 и № 44301 отправились летом 1935 года. Почти весь июль их испытывали по полной программе летчики-испытатели Белозеров и Стефановский. 22 июля было проведено опытное бомбометание с высоты более 6000 метров на ХАИ-1ВВ № 3211. Не повезло только «киевскому» ХАИ-1ВВ. В начале испытаний, по причине заклинивания недоведенных тормозов на шасси, он произвел капотирование. Позже конечно шасси с тормозными колодками довели, и их использовали на всех самолетах ХАИ-1.

ХАИ-1В на летном поле
ХАИ-1В на летном поле

Итоги испытаний

В итоге военный вариант пассажирского самолета ХАИ-1 испытания выдержал. На тот момент эти две опытных машины признавались лучшими легкими бомбардировщиками. Ко всему прочему отмечали, что переделка ХАИ-1 из гражданского в военный требует минимальных затрат как по времени, так и по ресурсам. Возможно по этому строительство военной версии самолета ограничили двумя экземплярами, а пассажирский вариант получил зеленый свет.

Шкворневая установка с пулеметом ДА (магазин снят)
Шкворневая установка с пулеметом ДА (магазин снят)

Прошедшие испытания два ХАИ-1ВВ так и остались в единственными вооруженными самолетами подобного типа. Позже их предполагали использовать как учебные бомбардировщики, вероятнее так оно и было. Зато у энтузиастов конструкторского отдела Немана появился ещё один отличиться. Им с профессором предписывалось разработать варианты самолета под двигатели Райт «Циклон» М-34 и М-100. Они должны были стать дальнейшим развитием ХАИ-1, но уже в роли разведчика-бомбардировщика.

Сравнительные ЛТХ ХАИ-1 и ХАИ-1В
Сравнительные ЛТХ ХАИ-1 и ХАИ-1В

Источник: Самолетостроение в СССР — 1917-1945

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *