ХАИ-1 — деревянный, пассажирский, скоростной

ХАИ-1

Когда Неман Иосиф Григорьевич в 1930 году возглавил кафедру конструкций самолетов в Харьковском авиационном институте, у него был богатый опыт конструктора. Уже в 1926 году он работал в КБ К. А. Калинина и принимал прямое участие в создании ряда самолётов. После чего окончил Харьковский технологический институт. А работая в авиационном институте, при поддержке его руководства, организовал при Научно-исследовательском секторе проектирование скоростных машин. Коллектив был довольно молодым и состоял из студентов, да и сам руководитель едва достиг 27 лет.

Схема пассажирского самолета ХАИ-1
Схема пассажирского самолета ХАИ-1

Начало проектных работ

Первой работой коллектива, возглавляемого Неманом, стал скоростной пассажирский самолет, имевший впервые в СССР убирающееся в полете шасси. Он имел цельнодеревянную конструкцию с фюзеляжем типа монокок, выклеенным из шпона в пять и более слоев. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем. Двухлонжеронное крыло также обшивалось фанерой, как и хвостовое оперение. Благодаря такой конструкции самолет получился довольно легкий, и в то же время прочный.

Первый опытный ХАИ-1
Первый опытный ХАИ-1

Особое внимание уделялось отделке поверхности. Ради улучшения аэродинамических характеристик из скоростного потока были убраны все выступающие детали — тросы, рычаги и т.п. Кроме этого обшивка оклеивалась тканью, шпаклевалась, покрывалась лаком и отполировывалась. Изготовление ХАИ-1 велось с марта 1932 на Харьковском авиационном заводе №135. Уже через 180 суток самолет был построен, а 8 октября 1932 года летчик Б. Н. Кудрин поднял ХАИ-1 в воздух.

ХАИ-1 на госиспытаниях
ХАИ-1 на госиспытаниях

Испытания ХАИ-1

Машина показала хорошую устойчивость и управляемость, а механизм уборки шасси, работа которого вызывала опасения, не подвел создателей. При этом самолет с убранными колесами достиг скорости 292 км/ч. И это с порядком изношенным двигателем Bristol Jupiter VI. В феврале 1933 года ХАИ-1 перегнали в Москву на государственные испытания в НИИ ВВС. Здесь самолет получил новенький отечественный мотор М-22 и в ходе испытаний, проведенных летчиками Петровым и Стефановским в марте-июне 1933 года, были подтверждены основные расчетные данные самолета. Но уже 7 февраля 1933 года газета «Известия» под заголовком «Первое место в Европе» опубликовала рапорт самолетостроителей ХАИ генсеку Сталину. В нем говорилось, что: «…самолет ХАИ-1 с убирающимся в полете шасси при испытаниях дал скорость 290 км/ч. Этим самым советская авиация заняла первое место в Европе и второе —в мире».

Основные данные пассажирских самолетов с убирающимся шасси
Основные данные пассажирских самолетов с убирающимся шасси

После устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний, ХАИ-1 поступил в серийное производство. Сначала, в 1934 году, он строился на авиазаводе в г. Горьком, а позже на Киевском заводе. В апреле 1935 самолет поступил на эксплуатационные испытания и уже в 1936 году началась его регулярная эксплуатация на авиалиниях Москва-Симферополь и Москва-Харьков.

ХАИ-1 в составе гражданского аэрофлота
ХАИ-1 в составе гражданского аэрофлота

Доработка и служба в Аэрофлоте

Ряд неприятных аварий с двумя серийными самолетами привели к усилению слабых мест на Киевском заводе. На одном при взлете оторвалась консоль крыла, на другом — подломилась стойка шасси. В то время на предприятии был организован опытный конструкторский отдел под управлением В. К. Таирова. Он то и провел доработку конструкции ХАИ-1. Правда его вес при этом увеличился на 200 кг. По этой причине пришлось уменьшить количество пассажиров с шести до пяти. Уже с осени 1937 года серийный выпуск ХАИ-1 возобновили. Как и пассажирские и почтово-грузовые перевозки на различных авиалиниях, в том числе и на протяженных, как Москва — Минеральные воды.

ЛТХ серийных ХАИ-1
ЛТХ серийных ХАИ-1

Именно после создания самолета ХАИ-1 за профессором Неманом закрепилось в авиационных кругах звание ярого «деревянщика». Даже при проектировании других машин ХАИ он не отступил от деревянных конструкций.

Что же касается ХАИ-1, то эти самолеты эксплуатировались вплоть до начала войны. Они в значительной мере оказали влияние на дальнейшее развитие советских пассажирских самолетов. Это были более экономичные и скоростные машины, заменивших медленные и тяжелые К-5, ПС-9, «Сталь-2» и «Сталь-3». И не только гражданских. На базе этого самолета создавались такие машины как ХАИ-1ВВ, ХАИ-5 или Р-10, ХАИ-6.

ХАИ-1 в аэропорту
ХАИ-1 в аэропорту

Источник: Самолетостроение в СССР — 1917-1945

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *