Фоторазведчик ХАИ-6 — деревянный и безоружный

ХАИ-6

Вызвавший интерес у военных пассажирский ХАИ-1 не долго оставался единственным самолетом профессора Немана и его конструкторской группы. Как только он пошел в серию, начались попытки превратить его в военный вариант ХАИ-1ВВ. Совместно институту поручили вести проектные работы над несколькими новыми машинами. Одной из разработок стал одноместный фоторазведчик ХАИ-6. Именно этот самолет Иосиф Григорьевич решил построить первым, дабы отработать на нем все новые элементы конструкции для успешного решения основного задания — разведчика-бомбардировщика ХАИ-5, больше известного как Р-10.

Описание проекта ХАИ-6

Схема ХАИ-6
Схема ХАИ-6

По сути эскизных проекта ХАИ-6 было два. Причиной такого распыления стало отсутствие подходящих двигателей. Первая работа предполагала использовать лицензионный двигатель воздушного охлаждения М-58 (М-22У) взлетной мощностью 680 л. с. Но при рассмотрении в НИИ ВВС её отвергли ввиду низких летных данных и отсутствия серийного производства двигателя.

Второй эскизный проект ХАИ-6 разрабатывали под двигатель Райт «Циклон» SGR-1820 F 3 мощностью 712 л. с. Именно этот проект впоследствии военные и приняли. А уже в мае 1934 года утвердили деревянный макет в натуральную величину. Машина являлась двухместным скоростным низкопланом-фоторазведчиком без оружия. Основным материалом конструкции являлось дерево, как в ХАИ-1. Но при этом рули имели дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку, а посадочные щитки полностью дюралевые.

Согласно проектным расчетам самолет достигнет максимальной скорости 450 км/ч на высоте 4000 м и 435 км/ч на высоте 2000 м. При этом скороподъемность на высоту 5000 м составит 8 минут. Потолок ограничивался 10 000 м, а дальность — 1000 км. Внутри фюзеляжа, за кабиной наблюдателя предлагали расположить дистанционно управляемую фотоустановку АФА-13. Внизу фюзеляжа и с боков имелись открывавшиеся люки, через которые обеспечивалась плановая и, что очень важно, перспективная фотосъемка на расстояние 40 — 50 км в сторону от направления полета.

Аэрофотоаппарат АФА-13
Аэрофотоаппарат АФА13

Испытания фоторазведчика ХАИ-6

Планировавшуюся дату испытаний 1 сентября 1934 года несколько раз переносили. Сначала на 1 ноября, а за тем и на 1 марта 1935 года. Но и эта дата не стала конечной. Довольно большим и сложным оказался объем проектных работ. Лишь в январе 1935 года заложили сразу три опытных самолета. Первый из них был готов к испытаниям в начале июня 1935 года.

Первый полет на новой машине совершили летчик-испытатель Б. Н. Кудрин и ведущий инженер по летным испытаниям Е. И. Бару. А далее последовали полнообъемные заводские испытания. И стоит отметить самолет прошёл их с блеском. Мало того, он смог установить своеобразный рекорд скорости для самолетов подобного класса для того времени. На высоте 2500 м фоторазведчик ХАИ-6 показал скорость 429 км/ч.

По замыслу Немана, у невооруженного разведчика главной защитой являлась высокая скорость. Благодаря ей он с успехом мог избегать встреч с противниками. Вот только сторонников подобной идеи среди руководства ВВС оказалось не много. Именно противники настояли на установке в хвосте ХАИ-6 защитной огневой точки. Однако мидель фюзеляжа разведчика был настолько узок, что разместить в нем самую обычную турель с пулеметом не являлось возможным.

Все эти новые требования ВВС буквально поставили крест на фоторазведчике ХАИ-6. И все же в начале ноября 1935 года опытный самолет передали в НИИ ВВС, где его испытывал, в том числе и на лыжах, летчик-испытатель П. М. Стефановский. Правда к тому времени проект ХАИ-6 закрыли. Вся команда конструкторов перешла к более перспективному проекту ХАИ-5. Дальнейшая же судьба самолета неизвестна. Ясно лишь одно, коллектив Немана получил богатый опыт, который с успехом применил в следующей машине.

Источник: Савин В. «Деревянная авиация профессора Немана»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Фоторазведчик ХАИ-6 — деревянный и безоружный: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *