M.A.S — зарождение итальянских торпедных катеров

Торпедный первенец MAS-1

Командование итальянского флота в 1914 года начало рассматривать возможность использования торпедных катеров в Адриатике. К этому подталкивал опыт использования катеров британцами в качестве охотников за подводными лодками. С целью поставки двигателей для таких судов пытались наладить контакты с американскими компаниями. Первый же проект, разработанный Аттилио Бизио, представили на рассмотрение в феврале 1915 года. Во флоте они получили обозначение M.A.S — Motobarca Armata Silurante (моторный вооруженный катер).

Описание проекта M.A.S.

Проект подразумевал судно водоизмещением 7,6 тонны при размерах 15 х 2,5 м. Ход обеспечивали четыре мотора по 100 л.с. работающие на два винта. Расчетная скорость при такой конфигурации составила 30 узлов, а дальность хода до 120 миль. В качестве вооружения предлагались две 450-мм торпеды и 3 пулемета. При этом экипаж составлял всего 4 человека.

Эскизный проект досконально изучили в Regia Marina, а моряки предложили ряд изменений. После доработок фирма SVAN, владелец которой и являлся Бизио, получила заказ на два экспериментальных катера. По плану, сдача первого должна состояться к 30 июня, второго — к 15 июля. При этом в отличии от первоначального проекта увеличили размеры и водоизмещение. А это в свою очередь привело к увеличению мощности двигателей. На новых катерах установили авиационные моторы L56 фирмы «Isotta-Fraschini» модифицированные под флотские потребности.

M.A.S.-1 с желобковыми торпедными аппаратами
M.A.S.-1 с желобковыми торпедными аппаратами

Испытания катеров M.A.S и последующие переработки

На испытаниях оба катера разочаровали флотских. Выйдя на ходовые тестирования под обозначением M.A.S.-1 и M.A.S.-2 суда из-за возросшего водоизмещения показали скорость значительно меньше проектной. В добавок, кормовое размещение торпед на коротких катерах создавали проблемы с остойчивостью и дифферентом. Да к тому же проблематичным являлся пуск торпед с кормы.

Экспериментальные катера не долго ходили в начальной комплектации. Коррекцию в вооружении внесло вступление Италии в войну на стороне Антанты. Уже в середине ноября 1915 года их перевооружили легкой артиллерией и глубинными бомбами. Так торпедные катера превратились в охотников за подводными лодками.

M.A.S.-1 в варианте минного заградителя
M.A.S.-1 в варианте минного заградителя

Но и в таком варианте катера прослужили всего три месяца. В январе 1916 года их решают переоборудовать в малые быстроходные минные заградители. Каждое судно приспособили для доставки четырех якорных мин. В дополнение фирма SVAN установила систему бесшумного хода. Она включала два электромотора мощностью по 5 л.с. которые могли обеспечить скорость 4 узла (7,5 км/ч). Их питание обеспечивала аккумуляторная батарея, емкость которой позволяла обеспечить ход до 12 миль (порядка 22 км).

Все работы по модификации завершили к концу 1916 года. Вместе с новыми возможностями катера получили и увеличение водоизмещения до 12,5 тонны. И как следствие, скорость упала до 23 узлов. Несмотря на это M.A.S.-1 и M.A.S.-2 сделали несколько рейдов для постановки минных заграждений. А следом катера ожидали неудачи. Первым, от столкновения с другим катером, затонул близ Каорле M.A.S.-1. Происшествие случилось 25 апреля 1917. А через полгода, 29 октября 1917 во время шторма затонул близ Венеции и M.A.S.-2.

Вторая жизнь

Флот катера не бросил. Их оба подняли, один в мае, другой в ноябре. За тем, конечно, последовал ремонт и опять переделка в торпедные катера. На M.A.S.-1, взамен пушки и оборудования для постановки мин, смонтировали устройство для пуска торпед с кормы. Оно было простым, без механизма сброса. Торпеды сползали в воду под собственным весом после снятия стопора.

M.A.S.-2 с бугельными торпедными аппаратами
M.A.S.-2 с бугельными торпедными аппаратами

Катер M.A.S.-2 также поменял вооружение. Вместо пушки и минного оборудования он получил два бугельных аппарата. Они обеспечивали бортовой сброс торпед. В дополнение были смонтированы три 6,5-мм пулемета и площадка для двух глубинных бомб. Оба катера стояли на вооружении, причем M.A.S.-1 списали в апреле 1928 года. Он на пять лет пережил своего младшего собрата. M.A.S.-2 исключили из рядов ВМС в 1922 году. После списания оба судна пустили на слом.

Читайте так же про: Первые немецкие катера типа «LM»

Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *