Airspeed AS.39 — патрульный самолет-следопыт для королевского флота

AS-39

Когда смотришь на внешний вид этого летательного аппарата создается чувство что английские инженеры довольно часто общались с французскими. Ведь модой на такие «этажерки» отличались именно французские авиастроители. И ладно бы если это могло привести к улучшению летных характеристик. Ещё более странным становится то, что почти идентичный самолет (и не только внешне) строила и другая фирма General Aircraft. По этому Airspeed AS.39Fleet Shadower” можно с легкостью спутать с General Aircraft GAL.38. К тому же их летные характеристики были схожи. Как и судьбы.

Airspeed AS.39 — патрульный самолет-следопыт для королевского флота

Соответствуя требованиям

Работы над проектом начались в соответствии со спецификацией министерства авиации S. 23/37. В свою очередь, этот документ опирался на требования Адмиралтейства к палубным самолетам. И не просто самолетам. Их предполагалось использовать для слежки или наблюдения за вражеским флотом в
ночное время. При этом аппарат должен обладать продолжительностью полета не менее 6 часов и способностью работать на предельно низких скоростях (79-80 км/ч).

Требования так же жестко ограничили и габаритные размеры, связанные с необходимостью размещения на борту судна. Было отмечено, что в проекте необходимо учесть складывание крыльев. Возможно, что соблюдение всех заданных параметров привело к удивительной похожести AS.39 и GAL.38 как по общему виду, так и компоновке.

Схема Airspeed AS.39
Схема Airspeed AS.39

Самолеты оснащались четырьмя радиальными семицилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Pobjoy Niagara V мощностью 130 л.с. В свою очередь моторы вращали двухлопастные винты с фиксированным шагом. Для решения задачи поддержания очень низкой скорости, менее 40 узлов (74,08 км/ч), длительное время использовали действие воздушного потока от винта (принцип Кроуча-Боласа) на расположенные по всему размаху крыла щелевые закрылки/элероны.

Другой важной задачей стало обеспечить экипаж исключительным обзором. Наблюдателя разместили в носовом отсеке с обширным остеклением спереди и по бокам. Пилот же находился выше, в слегка смещенной влево кабине. В каюте, за местом наблюдателя, располагался радист со своим оборудованием.

Строительство и испытания Airspeed AS.39

После рассмотрения проекта в министерстве последовал заказ на два прототипа. Правда строительство второго самолета так и не закончили. А вот первый, после рулежных испытаний, 18 октября 1940 года поднялся в воздух.

Airspeed AS.39 на испытаниях
Airspeed AS.39 на испытаниях

Первоначальная конструкция AS.39 имела киль в виде двух шайб на концах стабилизатора. Но при испытаниях в аэродинамической трубе выявилась недостаточная курсовая устойчивость. Для исправления недостатка решили добавить киль по центру.

Летные испытания AS.39, как и ожидали, дали некоторые разочаровывающие результаты. Скорость набора высоты была плохой, а при резком снижении оборотов двигателя самолет «клевал» носом. Отмечалась также неэффективность рулей высоты. Но самой большой проблемой стал срыв воздушного потока
на скоростях значительно выше скорости сваливания.

Airspeed AS.39 со сложенным крылом
Airspeed AS.39 со сложенным крылом

Конец проекта и итог

ЛТХ AirspeedAS.39
ЛТХ AirspeedAS.39

Фирма Airspeed внесла предложение, дабы улучшить характеристики, о переоборудовании самолета на два радиальных двигателя Armstrong Whitworth Cheetah XI. К тому же планировали добавить задние пулеметы. Ответ дали уже 17 февраля 1941 года. Военно-Морской Флот отменил программу самолета-преследователя флота. А AS.39 компании предложили сдать в утиль. Подобной судьбы не избежал и конкурирующий G.A.L. 38. Правда он ещё летал в течение нескольких месяцев, прежде чем сдан на слом в марте 1942 года. К тому времени потребность в таких самолетах отпала в связи с внедрением радаров. Теперь за флотом противника мог наблюдать любой патрульный самолет оборудованный им.

Проблемой самолета, думается, стала не столько технические проблемы при создании, сколько почти невозможными требованиями предъявленные к нему. Спецификация министерства авиации S. 23/37 больше отражала желания, вернее даже будет сказать «хотелки» адмиралов флота оторванные от реалий авиации того времени.

Источник: H.A. Taylor. Airspeed aircraft since 1931

Text.ru - 100.00%
Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *