Г-8 — экспериментальный катер дальнего действия. История с продолжением

Г-8 — экспериментальный катер дальнего действия. История с продолжением

21 ноября 1933 года, через месяц после окончания заводских испытаний Г-5, ЦАГИ получил тактико-технические требования и заказ на разработку эскизного проекта нового катера. По замыслу, ему предстояло занять по водоизмещению промежуточное место между Г-5 и Г-6. Катер, получивший заводской шифр Г-8(АНТ-8).

Схема торпедного катера Г-8 (АНТ-8)
Схема торпедного катера Г-8 (АНТ-8)

Работа над проектом Г-8

В задании особенно указывалось, что конструкция судна должна обеспечить мореходность до 5-бальной волны. Для этого бригада Н. С. Некрасова увеличила килеватость днища, а для компенсации потери скорости приняли решение установить по два двигателя на каждый гребной винт — всего четыре. В августе 1934 года заказчик принял эскизный проект, и 4 августа было принято решение о строительстве.

Основным вооружением катера стали традиционные желобные торпедные аппараты под 533-мм торпеды. Кроме этого катер брал 6 глубинных бомб и баллоны для постановки дымовой завесы. Из стрелкового вооружения предполагали установить две пушки ШВАК и одного пулемета 7,62 мм. Однако ещё при испытаниях Г-6 авиапушки оказались ненадежными в морских условиях, и их на Г-8 заменили крупнокалиберными пулеметами ДШК.

ТТХ Г-8(АНТ-8)
ТТХ Г-8(АНТ-8)

Испытания Г-8 и решение приемной комиссии

1 сентября 1937 года катер отправили в Севастополь для проведения заводских испытаний. Первый выход в море пришелся на 14 января 1938 года. 20 августа 1939 года начались государственные испытания, а через год, 23 августа, катер бы приняли в состав ВМФ.

Дальнейшие действия командования становятся довольно интересными. Народный комиссар ВМФ флагман флота 2-го ранга Н.Г.Кузнецов приказом от 24 сентября 1940 года утверждает акт комиссии. Но и тут же запрещает проектные работы для серийного производства Г-8. К тому времени создатели катера подвергаются аресту как враги народа. А Кузнецову не хотелось в это вмешиваться. Катер включили в состав 3-го дивизиона бригады торпедных катеров Черноморского флота. Г-8 входил в состав действующей армии в период с 22.06.1941 г. по 16.09.1944 г.

Экспериментальный торпедный катер СМ-4(серийный Г-8)
Экспериментальный торпедный катер СМ-4(серийный Г-8)

Но хотя и был приказ о сворачивании работ по серийному выпуску Г-8, на заводе им. Марти подготовка к ним уже велась с 1935 года. Конструктора завода коренным образом изменили проект и когда их известили о закрытии работ по нему, первый катер уже был заложен.

СМ-4 — преемственник Г-8

Новый торпедоносец получил новые обводы, новую рубку, новое вооружение и, самое главное, новое название — СМ-4(стальной морской). Вместо дюралевого корпуса катер обзавелся стальным. Кормовые торпедные лотковые аппараты заменили на бугельные (торпедные аппараты бортового сбрасывания). Получился практически новый катер.

ТТХ СМ-4 (Г-8 серийный)
ТТХ СМ-4 (Г-8 серийный)

В августе 1941 года СМ-4 включают в состав Балтийского флота. Судьба катера сложилась непросто: в июне 1942 года с него демонтировали торпедные аппараты вследствие низкой скорости для торпедного катера. Его стали использовали в качестве малого охотника за подводными лодками и минного заградителя. Правда в августе 1943 года СМ-4 вновь стал торпедоносцем. О дальнейшей его судьбе сведений нет.

Читайте о предшественнике Г-6

Источник: Тарас А.Е. «История торпедных катеров»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    3
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *