Катера типа ТМ — голландцы на службе императору Японии

Катер типа ТМ-4

На протяжении всей первой половины XX века основная часть голландского флота предназначалась для службы в самом ценном владении короны — Голландской Ост-Индии. Это касалось и боевых катеров. Первые появившиеся там катера ТМ-1 (ТМ — Torpedo Motorbooten) были деревянными. В 1927-28 гг их построили на фирме Торникрофта. Как следствие, к середине 1930-х годов они пришли в негодность и были списаны.

Катера построенные на острове Ява

Экспериментальный катер ТМ-3

Но необходимость в катерах на Ост-Индийских просторах ощущалась довольно остро. Фирма «Dutch East Indian Yards» в Cyрабае (что на острове Ява ) в 1936 году начали разработку катера для колониальной службы. За основу был взят торникрофтовский ТМ-1. Только в отличие от оригинала он стал стальным катером с ос­троскулым корпусом, без редана с обозначением ТМ-3. При размерах 18,6 х 3,7 м он имел водоизмещение 13 тонн. Силовой установкой экспериментальному судну служили два авиамотора по 630 л.с. В качестве вооружения на борту установили два 457-мм труб­ных ТА и два 7,7-мм пулемета. В конце 1937 года ТМ-3 достроили. Уже во время испытаний он показал скорость в 32 узла. Вот только бывшие в употреблении на списанных самолетах двигатели постоянно барахлили. Да и конструкцию катера признали немного не удачной. Так он и простоял у причала не доведенный до боевого состояния, пока в марте 1942 года не был затоплен, во избежание захвата японцами.

Серийный катер ТМ-4

Однако на фирме из Cyрабае не отчаивались. Несколько переработав катер ТМ-3 инженеры представили новый проект ТМ-4. Рассмотрев предложение голландское командование признало, что новое судно должно стать относительно дешевым и эффективным средством при обороне территории Голландской Ост-Индии. В 1939 году контракт на 18 катеров получила та же фирма. Корпуса делались стальными с V-образными обводами. Но сложнее всего стало обеспечить катера необходимым вооружением и оборудованием. Сказывалось низкое материальное обеспечение колоний.

Fokker Т-4
Fokker Т-4

Для силовых установок пришлось использовать довольно изношенные и устаревшие авиационные моторы Lorraine Dietrich. Их снимали со списанных самолетов Dornier Wal и Fokker Т-4, выпущенные еще в конце 1920-х. Также со списанных самолетов катера получали и стрелковое вооружение. На носу каждого ТМ-4 расположили по спаренному пулемету Lewis винтовочного калибра в авиационной турели. Торпедные аппараты устанавливались так же со списанных эсминцев и миноносцев. И то, на все катера их не хватало. Приходилось некоторые вооружать глубинными бомбами.

При размерах 19,2×4.3×1,4 катера имели водоизмещение в 17,5 т. Три бензиновых двигателя обеспечивали суммарную мощность 1350 л.с., и максимальную скорость хода 36 уз. Дальность действия составила 450 миль. Экипаж состоял из 6 человек. Уже в 1940 году первые пять ТМ-4 вступили в строй. Ещё пять — в 1941 и два в 1942 годах. Оставшимся шести из 18 заказанных не суждено было покинуть стапеля до вторжения японцев. Все 12 катеров приняли непосредственное участие в отражении атак противника. Когда же стало ясно, что оккупация неизбежна экипажи затопили суда в Сурабае в начале марта 1942 года.

Катера ТМ-3 и ТМ-4 под флагом Японии

Когда японские войска вошли в город Сурабае, то на верфи их встретили шесть недостроенных катера, подорванных рабочими прямо на стапелях. Но это не стало препятствием для подданных императора. Их все достроили, и в течении 1943-44 годов вошли в состав ВМС под №№ 115 — 120.

Кроме этого были подняты и отремонтированы все 12 затопленных катеров типа ТМ-4. В течении 1942-43 годов их ввели в состав японского флота под номерами 102-113. Конечно многие из них потерпели некоторые изменения. Так на трех поменяли силовые установки. На одном катере увеличилась суммарная мощность до 1425 л.с., тогда как на двух других она стала несколько ниже. Стрелковое вооружение усилили на двух катерах, установив турели 13,2-мм и 25-мм. Из 18 катеров типа ТМ-4 войну не пережили семь. Сведений о судьбе остальных, к сожалению, найти не удалось.

Не обошли стороной японские военные и затопленный экспериментальный катер ТМ-3. Его так же подняли и отремонтировали. В состав императорского флота ввели под номером 101. Вот правда вооружения он так и не получил. А дальнейшая судьба осталась в тени.

Читайте так же: Первые торпедные катера Японии

Источник: А.Дашьян «Флоты второй мировой»

Text.ru - 100.00%


Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *