Первые торпедные катера Японии

Японский торпедный катер Т-1

После Первой мировой войны, когда все морские державы увлеклись созданием москитного флота и скоростными торпедными катерами, Япония этим не занималась. Для знакомства имперский флот купил в 1920 году два 55-футовых катера английской верфи «Thornycroft» и ещё два в 1922 году. Проведя их испытания военные не воодушевились продолжением разработок подобных судов. Готовясь к войне, руководство флота бредило господством в открытом море, где катерам применение вряд ли найдется.

55-футовый катер Thornycroft
55-футовый катер Thornycroft

Предпосылки к появлению торпедных катеров

С началом Японо-Китайской войны в 1937 году военные пожалели об отсутствии подобных судов. Большое количество судоходных рек Китая с господствующими на них джонками стали настоящей занозой для японской армии. У китайцев на вооружении стояли и катера «Luerssen» германской верфи и «Thornicroft». Японцам даже удалось захватить по одному такому судну в 1938 году. В добавок сообщения из США настораживали, там велись усиленные работы над торпедными катерами.

Японо-китайская война. Рисунок
Японо-китайская война. Рисунок

В 1939 году японский флот заказывает экспериментальный катер в Италии на верфи «Вaglietto» с обозначением Н-1. Судно строилось по двухреданной схеме и кроме основных двух двигателей «Isotta-Fraschini» по 1150 л.с. имел два мотора экономичного хода «Alfa-Romeo» по 50 л.с. При испытаниях этот катер развил максимальную скорость 50 узлов(92 км/ч). Но в первоначальном виде он пробыл недолго. В 1941 году малые двигателя были сняты, демонтировали торпедные 450-мм аппараты и 13,2-мм пулемет. Новым вооружением стали две 20-мм пушки, два 7,7-мм пулемета и две глубинные бомбы.

Катер Н-1, построенный для Японии в Италии в 1940 г
Катер Н-1, построенный для Японии в Италии в 1940 г

Малосерийное строительство катеров Тип Т-1

И все-таки первый японский торпедный катер был заложен на верфи яхт-клуба «Yokohama Yacht Co» в Цуруми в конце 1939 года. Его деревянный корпус с острыми скулами был схож с Н-1, но являлся килевым. Силовой установкой служили два бензиновых мотора «тип 94» мощностью по 930 л.с., и крейсерский двигатель на 60 л.с.Во время испытаний катер показал скорость 35 узлов(65 км/ч) и дальность плавания 270 миль на 30 узлах. По завершению испытаний императорский флот заказал 6 катеров этого типа, получившие обозначение Т-1…..Т-6. Все они встали на вооружение в 1941 году.

Серийные катера Т-1 — Т-6
Серийные катера Т-1 — Т-6

Характеристики серийных катеров были следующими: водоизмещение 17 тонн; два мотора тип 94 по 930 л.с.; скорость 38,5 узлов(70 км/ч). Вот только от крейсерского двигателя отказались. Вооружение включало два 7,76-мм пулемета, две 457-мм торпеды на бугельных аппаратах (или 6 глубинных бомб). Экипаж состоял из 7 человек.

Первый экспериментальный катер-прототип
Первый экспериментальный катер-прототип

Про катер Н-1 вспомнили в 1944 году. Его взяли за основу для строительства нескольких единиц типа Н-2 на верфи Йокосуки. Но стоит отметить, что построенные катера не вооружались, так как основным их назначением стало обучением водителей-смертников для «Кайтэн».

Катер типа Т-1
Катер типа Т-1

На тот момент когда Япония вступила в войну, её флот стоял на третьем месте в мире по тоннажу. Но в отличие от других в его состав входило всего девять торпедных катеров, включая захваченные у китайцев в 1938 году. Ну что поделать, если торпедные катера не для самураев.

Источник: Тарас А. Е. «История торпедных катеров»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *