Saab В 18 — лучший во многом

SAAB 18

В конце 1938 года ВВС Швеции уже заключили контракт на постройку прототипов одномоторного бомбардировщика Saab В 17. Но в это же время командование открывает тендер на двухмоторный бомбардировщик, пригодный не только для бомбометания, но и стратегической разведки.

Рассмотрение представленных проектов затянулось почти до конца 1939 года. За это время одно авиастроительное предприятие закрылось, а два других, Saab и ASJA, объединились под началом Saab. Вывод становится очевиден — проект L-II, первоначально представленный ASJA, переработали. А в ноябре 1939 года был
заказан первый прототип на его основе, получивший обозначение Saab В 18A.

Работа над проектом Saab В 18

Saab В 18 — лучший во многом
Схема бомбардировщика Saab 18

Разработка самолета являлась довольно сложной и трудоемкой. Ведь он воплощал все возможные достижения технологий в авиации. Одними из них стали протектированные топливные баки и бронезащита экипажа. Всё это должно было сочетаться со скоростью и манёвренностью, а также внушительной бомбовой нагрузкой.

Saab 18 представлял собой свободнонесущий среднеплан металлической конструкции с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Хвостовое оперение являлось двухкилевым. В качестве силовой установки использовались два звездообразных двигателя шведского производства Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью 1065 л.с. Они располагались в установленных в крыле гондолах. Экипаж состоял из трех человек: пилота, штурмана-стрелка и оператора бомбометания.

Первый полет и запуск в серию

Saab В 18 — лучший во многом
Saab В 18А

Первый прототип Saab 18 впервые поднялся в воздух 19 июня 1942 года, а
второй вскоре после этого. Испытания продлились не долго, и видимо довольно успешно. Уже 31 июля 1942 года ВВС разместили первоначальный заказ на
62 самолета с обозначением В 18А.

Новые бомбардировщики могли нести в общей сложности 1400 кг бомб, что на 40 процентов больше чем предшественник B 3 (лицензионный Юнкерс Ju 86K). Внутренний бомбоотсек мог вместить две 500-килограммовые бомбы или три 250-килограммовые бомбы. Под крыльями размещались ещё восемь 50-килограммовых бомб. Вооружение включало один неподвижный курсовой 13,2-мм пулемет и по одному подобному в двух турелях для обороны задней полусферы.

Saab В 18 — лучший во многом
Saab В 18А в полете

Первые поставки новых машин в авиационные части начались в марте 1944 года и
продолжались до декабря 1945 года. Все три эскадрильи получили В 18А на замен устаревших B 3. Последовавшие после этого учения показали превосходство бомбардировщиков нового типа. Они уже не были такой легкой добычей для истребителей. Возросла скорость, маневренность. Да и бронирование экипажа давало свои бонусы к живучести.

Модификации и последующее развитие Saab В 18

Первая модификация появилась уже в течение 1946 года. Несколько самолетов переоборудовали для разведывательной эскадрильи. На них установили камеры, а позже, в 1949 году, приступили к установке радара AN/APS-4. При этом обозначение машины стало S 18A. Именно под этим обозначением самолет вошел в историю развития ВВС Швеции, как первый несущий радар. К тому же самолеты этого типа являлись одними из долгожителей. Последний S 18A был отправлен в отставку 22 мая 1959 года.

Saab В 18 — лучший во многом
Разведывательный самолет S 18A

Более мощная версия Saab В 18, запланированная с самого начала, в
свой первый полет отправилась 10 июня 1944 года. При этом самолет оснастили двумя 1475-сильными двигателями Daimler-Benz DB 605Bs. К тому времени мотор наконец-то начали производить по лицензии в Швеции. Эта машина получила вместе с силовой установкой и новое обозначение — B 18B. Возросла и максимальная скорость бомбардировщика до 570 км/ч.

Saab В 18 — лучший во многом
B 18B с двигателями DB 605Bs

Кроме того, B 18B действительно был первым настоящим штурмовиком в шведской авиации. А также он являлся первым шведским самолетом, который нес ракеты различных калибров, обычно расположенные под крылом и в носовой части фюзеляжа (всего 12 шт). При этом экипаж уменьшен до двух человек, а нижняя турель демонтирована. Последний B 18B сняли с вооружения в 1958 году.

Saab В 18 — лучший во многом
Схема Saab Т 18B

Третья версия Saab 18 получила обозначение Т 18Б. Первоначально самолет был
предназначен для сбрасывания торпед и мин, но позже это требование было отменено. Одной из причин стало отсутствие в Швеции торпед, пригодные для сброса на высоких скоростях. В итоге самолет вооружили двумя встроенными 20-мм пушками. Кроме этого Т 18Б мог быть оснащен 57-мм пушкой производства Bofors (L/50), размещенной в торпедном отсеке. Правда её боезапас составлял всего 40 снарядов. За то точность стрельбы была превосходной, даже на
дистанциях до 2 км.

Saab В 18 — лучший во многом
Saab Т 18B

На самолетах Т 18B проходили испытаний экспериментальные
противокорабельные ракеты, предназначенные для новых типов штурмовиков. В дополнение эта машина обладала максимальной скоростью в 595 км/ч, что делало его самым быстрым бомбардировщиком периода Второй мировой войны. В действующих частях их можно было встретить до 1958 года. Тогда в январе последний Т 18B сняли с вооружения. Всего было построено 244 самолета Saab 18 всех типов.

ЛТХ самолетов Saab 18
ЛТХ самолетов Saab 18
Saab В 18 — лучший во многом
Saab B 18B в музее авиации Швеции

Источник: Hans G Andersson «Saab Aircraft since 1937»

Text.ru - 100.00%
Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *