Tachikawa Ki-36 — незаслуженно забытая «Ida»

Tachikawa Ki-36

В воздушных силах многих стран в годы Второй мировой войны имелись тихоходные, легко вооруженные и небольшие самолеты. В Императорский армии Японии таким самолетом являлся Ki-36 фирмы Tachikawa. Вот только его роль в той войне незаслуженно осталась в тени. В тени более знаменитых «Зерро» и D3A «Val». В то время когда похожий по назначению По-2 в Советском Союзе обрел ореол легенды, японский «тихоход» был попросту забыт.

Проект Tachikawa Ki-36 и его описание

В мае 1937 года Коку Хомбу (воздушный штаб) объял конкурс на одномоторный двухместный самолет непосредственной поддержки наземных войск. Он должен обладать высокими скоростными характеристиками. К тому же ему предстояло действовать с передовых необорудованных аэродромов. В требованиях особое внимание было уделено хорошему обзору из кабины и высокой маневренности на малых высотах. Не забыли указать и про связь с фотооборудованием, и про держатели для небольших бомб.

Схема Tachikawa Ki-36
Схема Tachikawa Ki-36

И хотя в конкурсе участвовала и Mitsubishi с проектом Ki-35, выпал руководства пал на Ki-36. Фирма Tachikawa получила заказ на один опытный самолет.

Конструктор Рекичи Эндо остановился на схеме низкоплана с неубираемым шасси. При проектировании самолет старались максимально облегчить. При этом его крыло имело большую площадь, что обеспечивало довольно низкую нагрузку на него. Для обеспечения хорошего обзора применили стреловидные консоли. В дополнение наблюдатель имел остекленное окно в полу кабины.

Ki-36 имел цельнометаллическую конструкцию с тканевой обшивкой. В качестве силовой установки опытный самолет оснащался 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Hitachi Ha-13 мощностью 450 л.с. Мотор вращал двухлопастной деревянный винт.

Первые полеты, доработки и серийное строительство

Опытный самолет Ki-36
Опытный самолет Ki-36

В марте 1938 года опытный вариант Ki-36 покинул сборочный цех. Подняться же в воздух самолет смог 20 апреля в Тачикаве. Последовавшие летные испытания показали отличные взлетно-посадочные характеристики и неплохую управляемость. И все же были и неприятности. Самолет страдал от срыва потока на законцовках крыла. При строительстве второго прототипа это учли. Он получил небольшие щелевые предкрылки.

ЛТХ Tachikawa Ki-36
ЛТХ Tachikawa Ki-36

Оба опытных самолета в качестве вооружения имели один 7,7-мм синхронный пулемет «тип 89» на капоте двигателя, и подобный — у наблюдателя для защиты задней полусферы. В качестве подвесного вооружения самолет мог нести десять 15-кг фугасных бомб.

Tachikawa Ki-36 — незаслуженно забытая "Ida"

Уже в ноябре 1938 года на фирме Tachikawa развернули серийное производство. В 1940 году к выпуску Ki-36 подключился и завод Kawasaki. Серийные самолеты получили более мощные двигатели Hitachi Ha-13а в 510 л.с. А также и новое обозначение согласно японской системы — «Армейский самолет непосредственной поддержки тип 98».

Боевое применение Tachikawa Ki-36

Серийные Tachikawa Ki-36 в боевых подразделениях
Серийные Tachikawa Ki-36 в боевых подразделениях

Ki-36 поступали на вооружение небольших подразделений японской армии. При этом пик активности их использования пришёл на войну в Китае. Там, действующие с передовых взлетных площадок, самолеты завоевали признание пехотных командиров. Нанося бомбовые удары, эти легкие штурмовики существенно влияли на деморализацию китайский войск. Успели они отличиться и во время боев на Халхин-Голе. Так, 24.08.39 15 Ki-36 в составе соединения приняли участие в атаке на советский аэродром Тамсаг.

Правда с вступлением Японии во Вторую мировую войну самолеты уже считались устаревшими. Они начали нести значительные потери от истребителей союзников, давших японскому самолету кодовое обозначение «Ida». Но военные не отказывались применять их на отдельных операциях. 8-го декабря 1941 года 12 штурмовиков Ki-36 участвуют в налете на Гонконг. При этом их целью стали транспорт и другая мелочь. Там же в гавани не пропустили и летающую лодку Sikorsky S-42B «Гонконгский Клиппер». В результате атаки не менее как десятью штурмовиками, большой гидросамолет взорвался и затонул.

Tachikawa Ki-36 — незаслуженно забытая "Ida"
Ki-36 на армейском аэродроме

Без Ki-36 не проходило ни одного вторжения. Будь то Малая, Рангун или Филиппины разведчики-штурмовики везде привлекались для выполнения задач. Их удачно применяли для разведки и ударов по целям находившимся в джунглях. Но несмотря на это к 1943 году их использование практически ограничилось Китаем. А в последние годы войны Ki-36 использовались пилотами-камикадзе с подвеской одной 250-кг или 500-кг бомбы.

Не только боевой

Легкий в управлении с хорошими характеристиками Tachikawa Ki-36 идеально подходил для подготовки пилотов. Для этого с серийных самолетов снималось все лишнее оборудование и обтекатели колес. Кроме этого их начали выпускать параллельно с боевыми версиями под обозначением Ki-55. Самолет также использовался в гражданских школах, работавших по военным контрактам. К тому же учебные машины поставлялись в Таиланд и войскам союзников Японии. Три самолета, брошенные на Яве, использовались индонезийскими повстанцами против голландских войск.

Ki-55 на поле летной школы
Ki-55 на поле летной школы

На фирме Tachikawa был разработан улучшенный вариант Ki-36 с убираемым шасси и 600-сильным двигателем Hitachi Ha-38 воздушного охлаждения с трехлопастным винтом. Он получил обозначение Ki-72, но так и не был построен. А всего за время производства было выпущено 2723 Ki-36 и Ki-55.

Tachikawa Ki-36 — незаслуженно забытая "Ida"
Tachikawa Ki-36 в музее Бангкока
Tachikawa Ki-36 — незаслуженно забытая "Ida"
Tachikawa Ki-55 в китайском музее

Несколько уцелевших самолетов Ki-36 и Ki-55 являются экспонатами авиационных музеев Китая и Бангкока. К сожалению сведений о самолетах в музеях Японии найти не удалось. Не хочется думать, что на родине этот летательный аппарат канул в небытие.

Источник: Мировая авиация №245; Андрей Фирсов «Авиация Японии во Второй Мировой войне»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *