Do-Y — забытый тяжелый бомбардировщик Дорнье

Dornier Do.Y

Do-Y был одним из первых трехмоторных самолетов Дорнье. Первыми стали гигантские летающие лодки RS I и II, первая из которых была уничтожена во время шторма 21 декабря 1915 года, перед своим первым полетом; а вторая, оснащенная тремя двигателями Maybach мощностью 240 л.с., впервые взлетела 30 июня 1916 года.

Схема Dornier Do-Y
Схема Dornier Do-Y

Конструкция Do-Y и первые испытания

Do Y был свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом. Оно имело трехлонжеронную конструкцию и частично покрывалось тканью, а частично металлом и состояло из трех секций: центроплана, выходящего за мотогондолы двигателей и два наружных консоли. Форма крыла была полуэллиптической, с прямой задней кромкой.

Сборка Dornier Do-Y
Сборка Dornier Do-Y

Фюзеляж являлся легким металлическим монококом и был разделен на две части. Один из трех двигателей располагался на стойках над фюзеляжем, два других в передней кромке крыла. Шасси состояло из двух основных колес, соединяющихся с центропланом телескопической стойкой, а с фюзеляжем двумя маятниковыми V-образными, и поворотного хвостового колеса.

 Dornier Do-Y
Dornier Do-Y

Строительство самолета велась в филиале фирмы «Дорнье» в Цюрихе (Швейцария) и оснащался двигателями Bristol Jupiter IV мощностью 480 л.с. Первый прототип Dornier Do-Y (W.Nr. 232) поднялся в воздух 17 октября 1931 года. Буквально с первых полетов была обнаружена сильная вибрация законцовок крыла. Чтобы избавиться от этой тряски, пришлось уменьшить крыло на 0,7 метра и усилить его структуру. На втором самолёте (W.Nr.223) все это уже учли при строительстве.

Первый прототип Dornier Do-Y в полете
Первый прототип Dornier Do-Y в полете

Дальнейшая судьба самолета

Представители штаба ВВС рейхсвера не воодушевились этим самолетом и даже признали его непригодным для использования. Заинтересованность самолетом Do-Y Королевством Югославия спасла проект Dornier от полного фиаско. 21 мая 1931 года оно заказало четыре самолета. Вот только с оплатой заказа вышли задержки и неувязки, что поставило авиастроительную фирму в весьма стесненную ситуацию. Первые два самолета (W.Nr. 232 и W.Nr. 233) были оплачены лишь в конце 1932 года и их сразу перегнали в Белград.

Первый Dornier Do-Y в Белграде
Первый Dornier Do-Y в Белграде

Ещё два построенных в 1932 году Do-Y оказались в подвешенном состоянии. Несмотря на то, что позже они были существенно модернизированы и оснащены моторами Gnome Rhône Jupiter 9Kers мощностью 600 л.с. каждый с трехлопастными металлическими воздушными винтами, Югославия от них отказалась. Модернизация закончилась в 1936 году, и они получили временную регистрацию в Швейцарии как HB-GOE и HB-GOF.

Dornier Do-Y со швейцарской регистрацией HB-GOE
Dornier Do-Y со швейцарской регистрацией HB-GOE

И все же, после сложных переговоров с правительством Югославии было достигнуто обоюдное решение, и в марте 1937 года оба самолета совершили перелет в Белград. К сожалению Dornier Do-Y к тому времени уже устарели как бомбардировщики и их использование подразумевалось только как разведывательных, транспортных или связных.

Dornier Do-Y в ВВС Югославии
Dornier Do-Y в ВВС Югославии

Ко всему прочему, именно эти самолеты дали путевку в небо не одному югославскому авиатору, ставшими основой кадрового состава бомбардировщиков вставших на вооружение в конце 30-х годов. С началом войны один самолет был передан в ВВС Независимого государства Хорватии.

ЛТХ Dornier Do-Y (1936 г)
ЛТХ Dornier Do-Y (1936 г)

Dornier Do-Y не сыграл важной роли в развитии авиации Германии. За то для фирмы «Дорнье» он послужил богатым опытом. А вообще в межвоенный период во многих странах было создано довольно много интересных машин. К сожалению многие из них забыты, так как создавались единично. Подобная судьба постигла и предшественника Dornier Do-P.

Источник: Manfred Griehl «Dornier bombers and reconnaissance aircraft 1925-1945»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *