«Менделеевский монстр» или попытка создать тяжелый танк в царской России

Менделеевский монстр

Василий Дмитриевич Менделеев, как и его отец Д. Менделеев, обладал пытливым умом. Вот только он не пошёл по его стопам химика, а избрал несколько иной путь, став инженером. И если он и не стал на столько знаменит, как его родитель, все же свой след в истории развития техники оставил довольно отчетливый. Уже в 1911 году он занимает пост ведущего конструктора Невского судостроительного завода. Только его мысли занимали не только подводные лодки, изготавливаемые в те годы. В свободное от основной работы время Василий Дмитриевич полностью был занят своим детище – тяжёлым танком. 

Описание проекта танка В.Д. Менделеева

На проект большое влияние оказала морская специфика завода, где работал конструктор. Это продиктовало и выбор силовой установки. Ей являлся бензиновый двигатель мощностью 250 л.с. применявшийся на подводных лодках. Объединяло машину с морем и основное вооружение танка, состоявшее из одной 120-мм морской пушки Канэ, установленной на тумбе в передней части корпуса танка.

Схема танка Менделеева
Схема танка Менделеева

Сам же корпус машины предполагалось изготавливать посредством клепок бронеплит толщиной 150 мм в лобовой части, чуть больше 100 мм в бортах и корме. При этом крыша бы имела 76 мм и 8 мм днище. Подобная схема бронирования делала танк практически неуязвимым для всех видов вооружения сухопутной армии того времени.

Схема работы подвески танка Менделеева
Схема работы подвески танка Менделеева

Для ведения стрельбы из пушки танк останавливался, а его корпус опускался на грунт превращая его в ДОТ. Тем самым уменьшалась вероятность повреждения ходовой части под огнем противника. Такую возможность изобретатель предусмотрел применив пневматическую подвеску.

Хочется отметить, что подвеска не единственное место, где использовался сжатый воздух. Он предназначался для механизации и автоматизации
практически всех работ в танке. В частности, приводы переключения
скоростей в главных постах управления, а также приводы заряжания
пушки были пневматическими. При помощи пневматики выдвигалась и пулемётная башенка цилиндрической формы оборудованная 7,62-мм пулемётом «Максим» на крыше корпуса танка. Источником воздуха должен был стать компрессор с баллонами, расположенный рядом с двигателем в корме машины.

Танк Менделеева Рисунок-реконструкция
Танк Менделеева Рисунок-реконструкция

Расчетная максимальная скорость бронемашины на дороге не превышала 25 км/ч. При этом запас хода составлял не более 50 км. Для обеспечения переброски на большие расстояния её могли установить на специальные тележки с железнодорожными колесами. Передвижение на них осуществлялось как своим ходом, так и при помощи паровоза.

Интересной особенностью проекта стали несколько постов управления движением. Один для движения на марше на крыше машины, два других для движения вперед и назад в боевом режиме. И плюс резервный, для использования при повреждении механизмов основных постов управления.

Итоги рассмотрения проекта танка Менделеева в Военном министерстве

"Менделеевский монстр" или попытка создать тяжелый танк в царской России

Проект Василия Дмитриевича за четыре года работы перешёл из эскизной разработки до уровня рабочих чертежей. По ним уже можно было приступать к созданию опытного образца. Революционность многих решений для того времени ни могла не удивлять. Все дело встало за решением комиссии Военного министерства.

Ведомство, в первую очередь, поразила стоимость создания одного такого танка. Она равнялась цене хорошей подводной лодки. Много сомнений вызвала и способность передвижения бронированной машины по пересеченной местности. Ведь 250 л.с. для 173-тонного монстра будет явно недостаточно. Заседание состоялось весной 1916 года.

ТТХ(расчетные) танка Менделеева
ТТХ(расчетные) танка Менделеева

К осени Менделеев переработал проект в сторону уменьшения массы до 100 тонн пожертвовав броней. Но даже предпринятые попытки удешевить конструкцию не смогли обеспечить принятия проекта в военном ведомстве.

И хотя танк Менделеева так и не был воспроизведен в металле, его проект стал первым сверхтяжелым танком с такой высокой степенью проработки и реальным
уровнем воплощения конструкции. Он лишь незначительно уступал по весу легендарному супертяжелому немецкому «Maus», вес которого составлял 188 тонн! Вот только строился тот почти на 30 лет позже.

Источник: Свирин М. Н. «Танки Сталинской эпохи»

 

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *