Ме.323 — тряпичный Гигант Вилли Мессершмитта с моторами

Мессершмитт Ме 323 «Гигант»

Нет, речь пойдет не о тяжелом транспортном планере Ме.321. Хотя он имеет прямое отношение к самому тяжёлому сухопутному самолёту времён Второй мировой войны. Мессершмитт Ме 323 «Гигант»  — немецкий тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью до 11 тонн.

Ме.323 — тряпичный Гигант Вилли Мессершмитта с моторами

Начало работ по переоборудованию

Конструкторское бюро завода Мессершмитта весной 1941 получило задание рассмотреть возможность установки на планер двигательной установки, позволяющей взлетать с полным весом. Предпочтение отдавалось двигателям французской фирмы «Gnome-Rһone», в изобилии обнаруженных захватчиками на складах оккупированной Франции. А также ими были оснащены трофейные самолёты Bloch 175. С них были демонтированы и отправлены на завод мотоустановки в комплекте (моторы, трубопроводы, капоты, радиаторы, моторамы и винты).

Ме.323 — тряпичный Гигант Вилли Мессершмитта с моторами

В начале 1942 года началось оснащение двигателями серийных планеров Me 321B. Первые варианты имели обозначения Me.321С и Me.321D в зависимости от количества моторов- четыре или шесть соответственно. Позже были изменены на Me.323C и Me.323D. На прототипе четырехмоторного варианта Me.323V-1 создали полноценное шасси. Были размещены по пять колес с каждого борта на рычажной подвеске, причем два передних были чуть меньшего диаметра. Все это прикрывалось дюралевым обтекателем. Удачность конструкции подтвердило её выносливость к большим нагрузкам и неровностям полевых аэродромов.

Главным отличием шестимоторного прототипа Me.323V-2, кроме количества двигателей, были и кабины для двух механиков, обслуживавших их, которые разместили в носке каждого полукрыла. Каждая кабина соединялась лазом с кабиной лётчиков и всеми двигателями своего полукрыла, что позволяло обслуживать их прямо в полёте.

Me 323D-1 на испытаниях
Me 323D-1 на испытаниях

Испытание и первые полеты Me.323

С началом испытаний весной 1942 года сразу отказались от варианта с 4-мя двигателями. А вот второй вариант пришёлся по душе Министерству авиации Германии. Не дожидаясь окончания тестовых полетов последовал заказ на предварительную серию из десяти машин под обозначением Me.323D-0. Уже летом начали серийное производство версии Me.323D-1. Полезная нагрузка составила 12000 кг. А это : одна зенитная пушка или трактор, грузовик с грузом или 52 бочки топлива. Или же 120-130 солдат либо 60 раненых на носилках. Следующие модификации самолёта были не значительными и делались по просьбам эксплуатантов. В основном это было связано с оборонительным вооружением. Производство Me.323 завершили в начале 1944 г. К тому времени построили 201 самолёт всех версий.

Messerschmitt Me-323 Восточный фронт
Messerschmitt Me-323 Восточный фронт

Самолёты Me.323 задействовали для снабжения Африканского корпуса Роммеля. В ноябре с аэродромов Италии стали возить в Тунис не только горючее, запчасти, продовольствие, амуницию. Перевозили и лёгкую бронетехнику, а также различные арт-системы, включая 150-мм гаубицы. Обратно доставляли пустые бочки из-под топлива, стреляные гильзы и раненых. У немцев Me.323 получил прозвище «тряпичный» или «лейкопластыревый бомбардировщик». Обшитый полотном и фанерой, он казался более пожароопасным, чем цельнометаллический Ju 52. Хотя на практике выяснилось, что «Гигант» горел не чаще и не сильнее «Юнкерса». Сбить шестимоторный транспортник тоже оказалось непросто. Так, однажды американский В-26, наткнувшись на одиночный Me.323D, выпустил по нему все 4250 патронов из своих девяти 12,7-мм пулемётов, но поджечь «Гигант» не смог, и тот благополучно ушёл.

Доставка в Африку САУ "Мардер"
Доставка в Африку САУ «Мардер»

Боевое применение Me.323

Полеты в Африку прекратили после уничтожения 14-ти Ме.323 с грузом горючего британскими истребителями. 20 «Спитфайеров» и «Киттихоков» расправились со всеми. В общей сложности за неполные 5 месяцев «Гиганты» совершили в Тунис более 1200 полётов, доставив около 15000 т грузов. В их числе: 96 САУ и бронетранспортёров, 616 орудий, 360 грузовых автомобилей и тягачей, 42 РЛС. Эти самолёты также использовались для эвакуации корпуса Роммеля из Африки.

После Италии в конце 1943 г. эскадру Ме.323 перебросили на Восточный фронт, где её главными базами стали Кечкемет (Венгрия) и Фокшаны (Румыния). Оттуда они отправлялись для выполнения заданий на различные участки фронта — от Севастополя до Риги. В целом до мая 1944 г. «Гиганты» выполнили на Восточном фронте около 2000 вылетов, в которых перевезли почти 18000 т грузов.

Загрузка САУ вместе с тягачом на борт Messerschmitt Me-323
Загрузка САУ вместе с тягачом на борт Messerschmitt Me-323

Итоги эксплуатации Me.323

«Гиганты» сыграли заметную роль только на Средиземноморье. Он превосходил основной транспортник люфтваффе Ju 52 по грузоподъёмности в 5 раз, а по экономичности — почти в 2 раза (0,57 л топлива на тонно-километр против 1 л у «Юнкерса»). Простые, доступные материалы, применённые в конструкции Me.323, сделали его относительно недорогим и очень ремонтопригодным. Большая дверь в носу фюзеляжа обеспечила свободный доступ в грузовую кабину, что очень облегчало погрузочные работы. Установка второй палубы заметно расширила транспортные возможности самолёта. Me.323 можно смело считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолётом.

Сгоревший Messerschmitt Me-323
Сгоревший Messerschmitt Me-323

В мае 2012 года один из самолётов был обнаружен на дне моря недалеко от итальянского острова Сардиния. Найденный самолёт разбился 26 июля 1943 года. . До этой находки не было известно ни об одном сохранившемся Messerschmitt Me.323.

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *