Самолеты Стеглау — первые в мире с фанерной обшивкой крыла

Биплан Стеглау

Основным материалом первых самолетов служила древесина. Из неё делали силовой набор крыла и фюзеляжа. Металл применяли для изготовления моторамы, системы управления, шасси, узлов крепления и расчалок. Для обшивки крыльев и оперения использовалось покрытое лаком полотно. При такой конструкции самолеты выигрывали в лёгкости, но оказывались непрочными и недолговечными.

Полотняная обшивка биплана Sopwith Pup
Полотняная обшивка биплана Sopwith Pup

Первые опыты Стеглау

Первым, кто решил полностью отказаться от полотняной обшивки на самолётах и заменить её фанерой, был выходец из латвийского города Митавы (ныне — Елгава) Янус Стеглау. После военной службы Стеглау перебрался в Петербург, где организовал контору по строительству городского водопровода и канализации. Люки со штампом фирмы Стеглау до сих пор можно встретить в северной столице.

Во дворе дома по адресу: Галерная ул. 55 / Английская наб. 54.
Во дворе дома по адресу: Галерная ул. 55 / Английская наб. 54.

Приземленная профессия не помешала ему увлечься авиацией. Познакомившись с основами теории полёта на заседаниях авиационного отдела Русского технического общества он приступил к постройке собственных самолётов.

И.И. Стеглау в кабине "Стеглау No.1"
И.И. Стеглау в кабине «Стеглау No.1»

Первый его самолет представлял из себя ферменный полутораплан со значительным выносом верхнего крыла,с длинным хвостом, несшим стабилизатор, на концах которого были плавающие рули высоты. Киля не было, руль направления — перед стабилизатором. Тряский и капризный двигатель «Виаль» в 50 л. с. причинял много неприятностей и не дал И. И. Стеглау возможности испытать аппарат. Самолет был разбит им при попытке взлета 4 мая 1911 г.

Постройка второго самолёта. Из журнала «Вестник воздухоплавания».
Постройка второго самолёта. Из журнала «Вестник воздухоплавания».

Описание второго самолета Стеглау

Второй самолет Стеглау имел уже другую схему — фюзеляжный одностоечный биплан. Его двигателем служил «Аргус» в 100 л. с. Аэродинамический расчет этого самолета был сделан В. А. Слесаревым. В конструкции крыльев была применена впервые в мире несущая фанерная обшивка, прикрепленная на столярном клее и гвоздях к лонжеронам и нервюрам. Кроме гвоздей в креплениях использовались латунные шурупы. Толщина фанеры достигала 5 мм в крыльях. Фанерная обшивка элеронов и хвостового оперения была тоньше.

И.И. Стеглау в кабине "Стеглау №2"
И.И. Стеглау в кабине «Стеглау №2»

Каркас крыла, по одним источникам, имел двутавровые металлические лонжероны. Полки лонжеронов из тавровых железных профилей, стенки — листовая сталь, приклёпанная к стенкам тавровых профилей. К полкам этих профилей были прикреплены медными заклёпками фанерные полосы, к которым приклеивалась фанерная обшивка. Другой источник утверждал, что конструкция крыла была деревянная, многолонжеронная, из сосновых брусков и фанерных нервюр. Такое устройство крыла наиболее вероятное по мнению В. Б. Шаврова. Кроме этого самолет имел еще несколько новых для 1912 г. решений. Стойки коробки крыльев были Х-образные, сваренные из стальных труб. Сварка была применена и во многих стальных узлах самолета.

Самолет "Стеглау №2" перед взлетом
Самолет «Стеглау №2» перед взлетом

Первые полеты и неудачные посадки

16 марта, совершая первый полет около посёлка Лахты под Петербургом. Тогда он сумел подняться на высоту около 1000 метров. О хорошей устойчивости и управляемости биплана , свидетельствуют сообщения о первых удачных полётах его конструктора, никогда до этого не поднимавшегося в воздух. Хотя часто возникали затруднения при посадке, которые приводили к авариям. Правда самолет благодаря толстой фанерной обшивке получился очень прочным и урон был незначительным. А авариями сопровождалась почти каждая посадка. Однажды Стеглау врезался в забор, другой раз — в крышу ангара, затем при приземлении вне аэродрома столкнулся с пасущейся на лугу коровой. Но конструктор не унывал: быстро исправив повреждения, он вновь отправлялся в полет.

Аварийная посадка.
Аварийная посадка.

Стеглау со своим самолетом участвовал в конкурсе военных самолетов 1912 года на Корпусном аэродроме. Возможно даже он и победил бы, допусти к управлению машиной опытного пилота. За время конкурса Стеглау три раза капотировал, а последовавшая вынужденная посадка в канаву из-за сломавшегося в воздухе винта вывела самолет из конкурса.

«Стеглау № 2» на Корпусном аэродроме во время конкурса военных самолётов.
«Стеглау № 2» на Корпусном аэродроме во время конкурса военных самолётов.

Опыт Стеглау в мировом самолетостроении

Самолёт Стеглау И.И. привлёк внимание другого участника конкурса, молодого немецкого конструктора А. Фоккера. Он сумел оценить перспективность фанерной обшивки крыла и металлических сварных конструкций для авиации. Несколько лет спустя он применил эти технические решения на своих машинах. А в 1920-е годы фанерное крыло стало обычным в самолётостроении.

Истребитель Фоккер D8 — первый серийный самолёт с фанерной обшивкой крыла.
Истребитель Фоккер D8 — первый серийный самолёт с фанерной обшивкой крыла.

Последний самолет Стеглау

Был и еще один самолет «Стеглау №3». Правда документальных данных по нему нет. По словам участников его постройки Н. Н. Фунтикова и А. И. Баранова, самолет строился в 1914 г. в мастерских И. И. Стеглау в Петербурге. По схеме это был подкосный высокоплан с двумя двигателями «Аргус» в 80 л. с. на крыле с тянущими винтами. Носовую часть фюзеляжа занимала двухместная закрытая кабина (места рядом). Центральная же его часть, под крылом, использовалась как кабина для пассажиров. Стеглау лично испытывал этот самолет на Комендантском аэродроме летом 1914 г. Испытания были прерваны аварией из-за остановки на взлете одного из двигателей.

«Стеглау № 2» рисунок
«Стеглау № 2» рисунок

Финансовые партнёры И.И. Стеглау с трепетом наблюдали за опасным увлечением коллеги-миллионера, гибель которого могла бы привести к краху и их бизнес. В конце концов под их нажимом Стеглау согласился прекратить лётные эксперименты. Но любовь к авиации не угасла: он продолжал бывать на заседаниях Русского технического общества, помогал деньгами начинающим авиаконструкторам и изобретателям.

ЛТХ самолетов Стиглау
ЛТХ самолетов Стиглау

Источник: Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до
1938 года.

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *