Газолинки-миноноски Никсона — забытые легенды

Миноноска проекта Никсона

Во время Русско-Японской войны из-за нехватки миноносцев для обороны Порт-Артура и Владивостока командование применило паровые катера. Они несли охрану броненосцев и крейсеров на рейде, сторожили вход в гавань. Но их тихоходность не давала им шанса противостоять скорострельной противоминной артиллерии противника. Поэтому Морское ведомство заинтересовало предложение американской фирмы о поставке 10 катеров оснащенных 300-сильными газолиновыми двигателями.

Заключение контракта и поставка миноносок Никсона

Но прежде чем подписать контракт опытный катер продемонстрировали в США русскому морскому атташе. По мнению последнего катер показал довольно высокую скорость (20 узлов), а их двигателя на газойле оказались не только удобными в эксплуатации, но и экономичными. На основании этого 19 августа 1904 года договор на поставку 10 стальных двухвинтовых «лодок рейдовой обороны» был заключен. Общая стоимость работ на тот момент составила сумму в 560 000 долларов.

Схема катера-миноноски Никсона
Схема катера-миноноски Никсона

Катера имели стальные клепанные корпуса водоизмещением 35 тонн. Силовой установкой служили два 6-цилиндровых газолиновых (бензиновых) двигателя. Их палуба предполагала установку одного 45-мм орудия, одного поворотного 450-мм торпедного аппарата фирмы «Нобель» и два переносных 7,62-мм пулемета «Максим».

Суда заложили в сентябре 1904 года В Нью-Йорке, а уже в декабре этого же года их погрузили на три транспортных судна. Согласно контракту все катера в разобранном виде должны были доставить в Севастополь. Вот только до российского порта в конце февраля 1905 года дошло девять миноносок. Их сборку проводили в Южной бухте в Лазаревском адмиралтействе.

Миноноска Никсона под именем "Gregory"
Миноноска Никсона под именем «Gregory»

Еще в начале строительства судов Льюис Никсон предложил одну из миноносок перегнать своим ходом. Получив имя «Gregory» под видом частной яхты и под флагом США катер №1 пересек Атлантику. И причем довольно уверенно и без каких либо происшествий пришел в Константинополь.

Миноноски Никсона в составе флотов

Если в марте 1905 года «газолинки» ещё планировали перебросить по железной дороге в устье Амура, то по окончанию Русско-японской войны необходимость в этом просто отпала. Зато им нашлось другое применение. В Балтийском флоте требовались миноносцы малого размера, маневренные и с малой осадкой. Именно в таких судах нуждались моряки для патрулирования шхерных районов Финского залива.

Миноноска Никсона с полным вооружением
Миноноска Никсона с полным вооружением

Таким образом, вместо Дальнего Востока «газолинки» Никсона перевезли в Кронштадт. Уже первый поход миноносок в июне 1906 года показал их полное превосходство над паровыми катерами. Но дальнейшая их эксплуатация показала и недостатки. И в первую очередь слабая прочность корпуса вызванная плохим качеством сборки. Кроме этого, двигателя отличались малой надежностью. Да и максимальная скорость оказалась меньше заявленной по контракту.

"Газолинки" Никсона на Балтике
«Газолинки» Никсона на Балтике

Ещё одной проблемой стало отсутствие необходимого количества топлива для двигателей «газолинок». Товариществу братьев Нобель пришлось срочно увеличивать производство бензина. Но если со всеми проблемами смогли так или иначе справиться, то эксплуатация моторов продолжала расстраивать механиков. По окончанию навигации все двигателя подвергали капремонту на заводе Лесснера.

И несмотря на это катера продолжали службу. При этом с них демонтировали торпедный аппарат. Но уже после навигации 1910 года их поставили в резерв в порту Кронштадта. За исключением №1, того что пересек Атлантику. Видать по качеству сборки не только корпуса, но и механизмов он превосходил собратьев. Вот только начало Первой мировой войны заставило все миноноски опять стать в строй. И несмотря на износ они интенсивно применялись для патрулирования.

Миноноски Никсона в Республике Советов

Компоновочная схема миноноски Никсона
Компоновочная схема миноноски Никсона

С приходом Советской власти экипажи катеров сразу перешли на её сторону. И уже с 1918 года начали поднимать вопрос о переводе судов в состав Волжской флотилии. Но двигатели «газолинок» к тому времени на столько были изношены, что от этих планов отказались. Все они с 1921 года встали на хранение в Петроградском порту. А затем их начали потихоньку списывать. Так в 1924 году разобрали катера №№ 3, 8 и 10. Катерам №4 и №6 повезло больше. С именами «Инженер» и «Морлёт» соответственно их передали в Уч. отряд Балтики и как плавсредство для ВВС.

Сторожевой катер «МО-312» в годы Великой Отечественной войны
Сторожевой катер «МО-312» в годы Великой Отечественной войны

Про остальные катера вспомнили в 1937 году. Их расконсервировали и скорее всего заменили двигатели. Хотя последнее не имеет документального подтверждения. Тем не менее в строй «газолинки» вошли как малые охотники за подводными лодками. Правда и здесь они долго не задержались. Уже к концу 1940 года их передали в Уч. отряд, а затем разобрали.

Но история миноносок Никсона на этом не закончилась. Катер №1 продолжил службу на Балтике. Уже под номером МО-511, а с сентября — МО-312. В этом качестве он прошёл всю войну, участвовал в обороне Ленинграда, нес дозоры в Финском заливе и южной части Балтийского моря. Лишь 28.01.1950 года его разоружили и переклассифицировали в плавсредство, а затем разобрали.

Газолинки-миноноски Никсона — забытые легенды
Text.ru - 100.00%

Источник: Апальков Ю.В. Катера отечественного флота

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *