Aichi D3A «Val» — убийца кораблей

D3A

Когда летом 1936 года были разработаны требования 11-Си на палубный пикирующий бомбардировщик надеялись, что этим поднимут технический уровень данного класса авиации Японии. Тогда даже не загадывали, что Aichi D3A станет самым знаменитым из нему подобных самолетов страны восходящего солнца.

Рождение Aichi D3A «Val»

Задание 11-Си преследовало цель модернизации палубной авиации и в частности замену пикировщиков-бипланов Aichi D1A2. И опять в работе Токухисиро Гоаке прослеживается немецкий след. Для будущего самолета им была выбрана эллиптическая форма крыла. Именно таким крылом обладал испытывающийся в то время имперским флотом разведчик-бомбардировщик Heinkel Не 70.

Схема Aichi D3A2
Схема Aichi D3A2

Для улучшения аэродинамических качеств при сборке машины решили применить потайные клепки. Но наряду с этим стойки шасси сделали неубираемыми. Таким образом разработчики упростили производство самолетов и позволили облегчить конструкцию. По этой же причине отказались и от складывающихся крыльев. Складывались лишь их кончики. К стати, стоит отметить, что конструкция получилась достаточно прочной. И именно это было характерно для пикирующих бомбардировщиков.

Не забыли и про тормозные щитки. Они напоминали воздушный тормоз с Ju 87 «Stukа». В сущности и вооружение имелось аналогичное. Два синхронных 7,7-мм пулемета «тип 97» и один 7,7-мм пулемет «тип 92» на подвижной установке в конце кабины. Под фюзеляжем на качалке разместили 250-кг бомбу, тогда как под крылом две по 60-кг.

Испытания прототипов Aichi D3A

Прототип Aichi D3A
Прототип Aichi D3A

Первый прототип с заводским обозначением АМ-17 построили в декабре 1937 года. Оснащенный 730-сильным звездообразным двигателем «Hikari» I он поднялся в воздух в начале 1938-г0 . С началом испытаний самолет получил новое обозначение D3A1. Вот только уже первые полеты выявили много недостатков. Нарекания вызывали и поперечная остойчивость, и малая мощность двигателя. Большой разбег при взлете для палубника был явно неприемлем. А тут возникли ещё и проблемы с тормозными щитками. При пикировании они вызывали сильную вибрацию и при этом обладали малой эффективностью. Самолет продолжал развивать скорость.

Прототип Aichi D3A
Прототип Aichi D3A

При строительстве второго прототипа в его конструкцию вносились изменения. Как говорится «на ходу» увеличили поверхность крыла доведя его размах до 14,5 метров, добавив 0,5 м. Вместе с этим изменили форму и площадь киля. Не забыли и про двигатель. В этот раз выбор пал на Mitsubishi «Kinsei» 3 мощностью 840 л.с. В таком виде второй прототип D3A1 принял участие в сравнительных испытаниях. Главным конкурентом на них стал Nakajima D3N1. Полеты продолжались до марта 1939 года. Их результатом стала победа опытного самолета Aichi, а значит и вероятность серийного производства.

Серийное строительство и усовершенствование Aichi D3A

Лишь в декабре 1939 года фирма Aichi получила задание на серийный выпуск самолетов D3A1. Первая десятка выпущенных машин не отличалась от второго прототипа. Но уже в следующих начали вносить модификации. В первую очередь стали применять более мощные двигатели. Mitsubishi «Kinsei» 43 имел мощность уже 1000 л.с., что заметно улучшало летные качества. Изменили обтекатели на шасси, а перед килем самолет получил дополнительный вертикальный стабилизатор (форкиль).

Линейка серийных D3A1.
Линейка серийных D3A1.

Для оценочных испытаний, в августе 1940 года, шесть первых серийных D3A1 базировались на авианосцах «Кага» и «Агаки». Их полеты получили положительную оценку. Такую же оценку получили они и в Китае, где испытывались в боевой обстановке. Те кто на них летал дали самолетам только превосходные отзывы. Строительство D3A1 (Модель 11) продолжалось до 1942 года. При этом количество выпущенных достигло 470 машин.

Команда конструктора Гоаке продолжала работать над модификациями D3A. Уже в июне 1942 года к испытаниям приготовили D3A2 модель 12. Для этого самолета использовали двигатель Mitsubishi «Kinsei» 54 мощностью 1300 л.с. Новый двигатель позволил увеличить скорость, скороподъемность и потолок. Вот только прожорливый двигатель снизил дальность действия, что не приняли военные. По этой причине он так и остался в единственном экземпляре.

D3A2 модель 22
D3A2 модель 22

За то в серию пошла измененная версия D3A2. В ней увеличили емкость баков с 750 л до 1079, установили кок винта и новый фонарь на кабину. Уже под обозначением D3A2 Модель 22 самолет пошёл в серию. Когда же в августе 1945 года последний самолет этой модели сошел со сборочной линии их успели построить 1016 экземпляров. Это стал самым массовым вариантом D3A.

ЛТХ Aichi D3A2
ЛТХ Aichi D3A2

Боевое применение Aichi D3A

Как уже упоминалось первым боевым применением D3A1 стало в войне с Китаем. Благодаря неплохой маневренности эти самолеты нередко выходили победителями в поединках с китайскими и английскими истребителями. Пикировщики практически на равных крутились с противником. Экипажи получали хорошую возможность получить опыт и досконально изучить новые машины. Впоследствии это сказалось на первом этапе войны в Тихом океане обеспечив авиации Японии немалый успех.

D3A1 над Перл-Харбором. Рисунок
D3A1 над Перл-Харбором. Рисунок

В декабре 1941 года 126 пикировщиков Aichi D3A1 приняли участие в налете на американскую базу Перл-Харбор. Ими были уничтожены на аэродроме множество самолетов США. Кроме того они смогли потопить несколько кораблей, а некоторым нанесли серьёзные повреждения. Кроме того один из пилотов бомбардировщика смог сбить американский самолет SBD «Донтлесс» — по сути своего «коллегу». К тому времени D3A уже получили у американцев кодовое имя — «Val».

Aichi D3A «Val» — убийца кораблей

В ходе всей войны, все операции, где принимали участие авианосцы, не обходись без D3A. Самыми яркими из них стали потопление двух тяжелых крейсеров Великобритании — «Корнуолл» и «Дорсетшир», и авианосца «Гермес». Тогда 80% сброшенных бомб попали в цель. Это ярче всего говорит о мастерстве экипажей.

Aichi D3A «Val» — убийца кораблей

Правда противник тоже находил противодействие «Вэлам». Усиливалась противовоздушная оборона и японские экипаже несли потери. Уже в боях за Соломоновы острова, к лету 1943 года, эффективность атак D3A снизилась ниже 10%. Да и сами самолеты устаревали, несмотря на новые модификации. Их живучесть была крайне низкой. Это стало следствием отказа от протектирования топливных баков, а также бронирования.

Wreckage of Japanese Type 99 Aichi D3A Val on Beach of Guam
Сбитый Aichi D3A «Val». Остров Гуам 1943г

Завершение карьеры D3A

К 1944 году уцелевшие D3A в основном перевели в учебные подразделения. Но и там они долго не задержались. В последние месяцы войны их стали использовать для пилотов-камикадзе при атаках на военные корабли США.

Сейчас более знаменитый немецкий Ju 87 своим ореолом скрывает коллегу и «одноклассника» Aichi D3A «Val». Хотя последний заслуживает стоять с ним на одной ступеньке. По крайней мере потому, что он потопил больше кораблей противника, чем любой пикировщик стран Оси.

Aichi D3A "Val"

Источник: Андрей Фирсов «Авиация Японии»
О. Дорошкевич «Самолеты Японии Второй мировой войны»

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *